ОДЕССКИЙ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ.
Ценное и разнообразное собрание западноевропейской живописи Одесского музея западного и восточного искусства — одного из лучших на Украине — пользуется широкой популярностью у советских и зарубежных посетителей. Краткий путеводитель знакомит с наиболее интересными экспонатами коллекции — произведениями выдающихся художников Италии, Нидерландов, Голландии, Испании, Франции и других стран.

Одесский музей западного и восточного искусства представляет собой одно из лучших собраний зарубежного искусства на Украине. Он основан в 1920 году на базе коллекций Одесского комитета охраны памятников искусства и старины.
http://uploads.ru/t/s/y/v/syvDf.png

Здание музея — частный особняк дворцового типа — построено в 1856 году по проекту архитектора Л. Оттона, воспитанника Петербургской Академии художеств.

Экспозиция музея предлагает вниманию зрителя произведения живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства. Она размещена в 20 залах первого и второго этажей и подразделяется на три отдела: античного, западного и восточного искусства.

Путеводитель знакомит посетителей с собранием западноевропейской живописи, которое по своему объему и ценности является основным. Произведения размещены в исторической последовательности и охватывают период 14—20 веков. Среди них — полотна выдающихся художников Италии, Нидерландов, Фландрии, Голландии, Испании, Франции и других стран.

Коллекцию западноевропейской живописи открывают произведения итальянских художников эпохи Возрождения 14—16 веков. Это наиболее ранние произведения искусства, которыми располагает музей. Эпоха Возрождения отличалась высоким расцветом реалистического искусства. Художники, опираясь на традиции античного искусства, пытливо изучая реальную природу и человека, создали искусство, проникнутое гуманизмом, возвеличивающее и героизирующее человека, его физическую и духовную красоту. Религиозные сюжеты в произведениях этого времени приобретают светскую окраску. Такая трактовка характерна для экспонируемых в музее работ неизвестных флорентийских художников «Мадонна :с младенцем», «Мадонна на троне», а также для картины Пьетро Франческо Фиорентино «Молящаяся мадонна». В образе мадонны запечатлена молодая женщина с возвышенными чувствами материнской любви, нежности и радости.

http://uploads.ru/t/W/t/m/WtmDx.png

Флорентийский художник XIV в. Мадонна с младенцем

http://uploads.ru/t/Y/4/g/Y4gRG.png

Флорентийский художник XVI в. Мадонна на троне
Реалистические традиции искусства Возрождения получили высокое развитие в венецианской школе живописи XVI века, давшей миру таких великих мастеров, как Тициан, Веронезе, Тинторетто и других. «Женский портрет» неизвестного художника круга Тициана дает представление о получившем развитие в искусстве венецианских художников жанре портрета. Произведениям религиозно-мифологического жанра свойственна жизненная, бытовая трактовка. Таковы картины «Святая Елена находит кресты» Себастьяно дель Пьомбо, «Похищение Европы» Якопо Бассано (мастерская), «Сусанна и старцы» неизвестного художника, в которых авторы воссоздают жизненный уклад современных им венецианцев. Крупнейшим художником-реалистом Италии на грани XVI—XVII веков был Микельанджело Караваджо. Его творчество, выражавшее интересы прогрессивных сил общества, отмечено демократизмом содержания, смелыми новаторскими приемами в образных,, композиционных и цветовых решениях полотен. В картине «Взятие Христа под стражу» («Предательство Иуды») художник передал драматизм действия и глубину психологических характеристик героев. Евангельская легенда в данном случае трактована художником как реальная бытовая сцена с конкретной моралью.

http://uploads.ru/t/y/c/6/yc6DT.png

Микельанджело Караваджо (1573—1610). Взятие Христа под стражу
Искусство Караваджо и его последователей сложилось в мощное реалистическое направление — караваджизм, оказавшее большое влияние на творчество ряда художников Италии, Голландии,. Фландрии, Испании, Франции и других стран.

http://uploads.ru/t/x/P/i/xPiHI.png

Франческо Альбани «Триумф Венеры»(1578-1660)
Одновременно с караваджизмом в искусстве Италии складывается академическое направление. Художники-академисты, воплощавшие идеологию и эстетические вкусы феодальной аристократии и не признававшие общественной значимости искусства, отказались от высоких гуманистических идеалов, демократизма, свойственных эпохе Возрождения. Сюжеты картин заимствованы, в основном, из мифологии и религиозных легенд. В таком духе написана картина Франческо Альбани «Триумф Венеры» на сюжет греческого мифа о споре богинь Афродиты, Геры и Афины за обладание золотым яблоком. Картина выдержана в строгом академическом каноне: симметричная уравновешенность композиции, условная локальность цвета, нарочитая театрализация действия.

http://uploads.ru/t/j/2/v/j2v6u.png
Алессандро Манъяско (1667—1749). Бритье монахов
Идеологическая борьба между реализмом и академизмом характерна для европейского искусства вплоть до конца XIX века. Она прослеживается и на материале зала, где представлена живопись Италии XVII—XVIII веков. Характерные черты академической живописи присущи картине неизвестного художника XVIII века «Жертвоприношение Ифигении». Сюжет, взятый автором из поэмы Гомера «Илиада», воплощен в театрализованную, внешне эффектную сцену, насыщенную развлекательными атрибутами.

Крупным мастером реалистической живописи конца XVII— первой половины XVIII века был генуэзский художник Алессандро Маньяско, писавший преимущественно жанровые сцены и пейзажи. Изображая сцены из быта простых людей, художник придавал им возвышенную эмоциональную напряженность, порой скептицизм и мистическое настроение. В экспозиции представлены пять картин этого мастера: «Кордегардия», «Бритье монахов», «Пейзаж с фигурами», «Святой Иероним», «Святая Мария Магдалина». В этом же зале можно познакомиться с работами венецианских художников XVIII века.

Венецианская школа живописи этого времени занимает центральное положение в искусстве Италии. Она сохранила лучшие реалистические традиции эпохи Возрождения и дала ряд выдающихся мастеров: Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Бернардо Бел-лотто. Их творчество представлено в музее пейзажами Венеции. Здесь же находится картина «Венера с амуром» римского художника Помпео Батони — яркого представителя итальянского классицизма XVIII века.

В отдельном зале экспонируются произведения нидерландских и фламандских художников XV—XVII веков.

http://uploads.ru/t/S/w/m/Swm28.png

Антонио Каналетто (1697—1768). Венеция
Искусство Нидерландов в XVI веке достигло высокого расцвета (Нидерландское Возрождение). Оно развивалось в условиях национально-освободительного движения против испанского гнета, что обусловило народность и реализм искусства.

http://uploads.ru/t/Y/d/U/YdU3H.png

Помпео Джироламо Батони (1708—1787). Венера с Амуром
Картины, находящиеся в экспозиции, принадлежат кисти выдающихся художников Нидерландов. Это произведения Герарда Давида «Скорбящая богоматерь» и Луки Лейденского «Давид и Абигайль».

В первом — богоматерь запечатлена в образе нидерландской женщины, переживающей тяжелое материнское горе, во втором — библейский сюжет трактуется как реальная жанровая сцена.

http://uploads.ru/t/4/w/s/4wsM1.png

Герард Давид (1455—1523). Скорбящая богоматерь

http://uploads.ru/t/2/8/6/286Sm.png

Юстус Сустерманс (1597—1681). Дама с жемчугами

http://uploads.ru/t/Z/u/z/ZuzSr.png
Давид Тенирс Младший (1610—1690). Курильщик в таверне

Фламандская живопись XVII века характеризуется произведениями ведущих художников. Портретист Юстус Сустерманс, писавший, в основном, парадные портреты знати, представлен произведением «Дама с жемчугами». Творчество крупнейшего художника бытового жанра и пейзажа Давида Тенирса Младшего иллюстрируют две работы — «Курильщик» и «Курильщик в таверне». Значительного развития в искусстве Фландрии достигает пейзажная живопись. Большое место пейзажу отводится в жанровых картинах. Нередко на переднем плане изображаются животные, сцены охот. Таковы произведения Руланта Саверея «Пейзаж» и «Рай», Яна Брейгеля Старшего «Охота Дианы»

http://uploads.ru/t/r/J/L/rJLgK.png

Питер Пауль Рубенс (1577—1640). (Мастерская). Пьяный Геркулес

Крупнейшим фламандским художником XVII века, работавшим в различных жанрах, был Питер Пауль Рубенс. Он возглавлял обширную мастерскую, которая стала центром художественной жизни страны и оказала сильное влияние на европейскую живопись. Произведения Рубенса полны жизнеутверждающей силы. В зале экспонируется картина мастерской художника «Пьяный Геркулес», написанная на сюжет античного мифа.

Большое место в искусстве Фландрии занимал натюрморт. Работа Питера Буля «Дичь и фрукты» отличается высоким мастерством в передаче материальности вещей, умением находить красоту в обыденном. Интересны также натюрморты Яна Фейта «Битая дичь» и Александра Адриансена «Рыбы».
В коллекции музея широко представлена голландская живопись XVII века. В этот период Голландия достигла высокого политического, экономического и культурного расцвета. Искусство решительно стало на путь реализма и демократизма. Художники прав-диво воссоздавали сцены из реальной жизни, природу родной страны, образы современников (работы Э. Хемскерка, А. Блумарта и др.). В пейзажах преобладают конкретные мотивы природы, передаются пространство, ощущение воздуха, света. Часто на фоне пейзажа изображаются животные, жанровые сцены. Это характерно для работ видных художников-анималистов Пауля Поттера и Альберта Кейпа. Одновременно в Голландии развивается направление «итальянистов», которое под влиянием итальянской живописи выдвинуло тематику идеализированного пейзажа. Пасторальные и мифологические мотивы художников-«итальянистов» пользовались популярностью у голландской буржуазии (картины Класа Берхема «Пейзаж со стадом», «Стадо у водопада»).

http://uploads.ru/t/f/4/R/f4RLt.png

Питер Буль (1622—1614). Дичь и фрукты
Большое развитие в голландской живописи получил портрет. В этом жанре мировой славы достиг художник Франс Хальс, представленный в музее двумя ранними работами,— «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука», которые ныне считаются (единственными произведениями мастера, написанными на религиозную тему. Портреты кисти Хальса отличаются исключительной выразительностью и большим живописным мастерством.

Значительное место в зале отведено натюрморту.

Здесь экспонируются работы крупнейших мастеров этого жанра К. Лилиенберга, Корнелиса де Хеема, Класа Г еда, которые развили натюрморт в повествовательный сюжет (обычно изображается накрытый к завтраку стол).

Высокого расцвета в XVII веке достигла испанская живопись. Один из крупнейших портретистов Испании Карреньо де Миранда представлен портретом Луизы Бурбон. Большими художественными достоинствами отличается картина художника круга X. Риберы «Святой Иероним». В образе святого запечатлен народный персонаж.

http://uploads.ru/t/c/y/Y/cyYDr.png

Альберт Кейп (1620—1691). Кормление коней.

http://uploads.ru/t/O/6/m/O6moT.png

Франс Хальс (1580—1666). Евангелист Матфей
http://uploads.ru/t/8/D/L/8DL9N.png

Франс Халъс (1580—1666). Евангелист Лука
В XVII—XVIII веках ведущее положение в общественной жизни Европы занимает Франция. Официальное искусство монархической Франции служило задачам укрепления и прославления абсолютной монархии. Широкое развитие получили портретный и исторический жанры.

Одним из наиболее известных портретистов Франции XVII века был Пьер Миньяр. Его «Юноша в латах» отмечен высоким живописным мастерством и является образцом сложившегося в это время парадного портрета.

Пейзажная живопись XVIII века представлена полотнами Клода Жозефа Верне и Гюбера Робера. Им присущи романтическая эффектность и декоративность.

http://uploads.ru/t/K/A/B/KABOS.png

Корнелис де Хеем (1631 — 1691). Натюрморт

http://uploads.ru/t/B/k/D/BkD50.png

Карргньо де Миранда (1614—1685). Портрет Луизы Бурбон

http://uploads.ru/t/2/1/m/21mMV.png

Пьер Минъяр (1612—1695). Юноша в латах

В трех залах музея экспонируются произведения западноевропейской живописи XIX века. Здесь выставлены полотна художников 16 государств.

В целом XIX век характеризуется острой политической борьбой классов, которая отразилась и в искусстве.

Объем материала нашей коллекции не позволяет делать широкие выводы о характере каждой национальной школы живописи в отдельности.

Награни XVIII—XIX веков популярным мастером идеализированного официального портрета был австрийский художник Иоган Баптист Лампи Старший («Портрет И. Дерибаса», «Мужской портрет», «Мать с младенцем»). Картина бельгийского художника Хендрика Схефельса «Сцена в парке» изображает сюжет из праздного быта дворян. Она выдержана в духе утонченного аристократического стиля XVIII века «рококо».

В экспозиции представлены произведения известных художников-реалистов второй половины XIX века.

http://uploads.ru/t/V/3/S/V3Sud.png

Клод Жозеф Верне (1714—1780). Кораблекрушение
http://uploads.ru/t/C/E/Z/CEZku.png

Вид центрального зала

http://uploads.ru/t/t/W/2/tW2wK.png

Доменико Морелли (1826—1901). Женский портрет

http://uploads.ru/t/E/9/Y/E9Yzl.png

Иоган Баптист Лампи Старший (1751 —1830). Мать с ребенком

Творчество крупнейшего финского художника, одного из основателей национальной школы живописи Альберта Эдельфельта отображает жизнь простых людей своей страны, их трудолюбие и мужество. Большая выразительность присуща созданному им образу народной сказительницы в картине «Старуха, играющая на кантеле». Кисти видного итальянского живописца Доменико Морелли принадлежит «Женский портрет».

Высокими качествами отличается работа выдающегося венгерского художника Михая Мункачи «Мать с ребенком» (этюд к картине «Суд Пилата»).

Одними из лучших пейзажей собрания музея являются «Ручей» и «Вечер» норвежского художника Фрица Таулова, полотна бельгийского художника Исидора Верхейдена «Пейзаж с мельницей» и «Пейзаж с рекой».

http://uploads.ru/t/P/a/H/PaHRj.png

Альберт Эдельфельт (1854—1905). Старуха, играющая на кантеле

http://uploads.ru/t/1/I/5/1I5hN.png

Михай Мункачи (1844—1900). Мать с ребенком

http://uploads.ru/t/K/J/b/KJbLy.png

Экспозиция зала искусства XIX века

http://uploads.ru/t/c/Y/R/cYRuf.png

Фриц Таулов (1847—1906). Ручей

http://uploads.ru/t/z/w/a/zwaSn.png

Гастон ля Туш (1854—1913). У камина

Большие колористические достоинства присущи работам французских художников Герена де Сцевола и Гастона ля Туш.

Полотно Поля Леруа «Аман и Мордохай» (библейский сюжет) является типичным произведением позднего академического искусства.

В целом коллекция живописи музея, хотя и не может претендовать па полноту характеристики художественной жизни Западной Европы, отличается общим высоким художественным уровнем и содержит полотна выдающихся мастеров.
http://odessaforum.in.ua/