Мафия! Это слово ворвалось в наш обиход в середине 80-х годов, когда по телевизору прокрутили первую часть итальянского сериала «Спрут». Стильный, бесстрашный и неподкупный комиссар полиции Коррадо Каттани, умеющий всё — и стрелять с обеих рук, не целясь, и ломать постели любовниц, в течении шести серий в одиночку противостоял сицилийской «Коза Ностре», куда входили респектабельные господа — адвокаты, бизнесмены, аристократы, — и нити от которой вели на самый верх. Успех фильма был ошеломляющий. Потом на экраны вышло продолжение — «Спрут-2», в конце четвертого «Спрута» комиссара убили, но слово «мафия» — то есть нечто невидимое, но хорошо организованное и всемогущее, пошло гулять по стране. А тут, в еще подпольных тогда видеосалонах появился культовый фильм Копполы «Крестный отец» — где мафиози вообще показаны благородными донами, решающими «дела» не на «хазах» и «малинах», а среди красивых интерьеров, попивая дорогое вино. В обществе, где давно существовал своеобразный культ преступного мира, «семена» попали в очень благодатную почву.
Масла в огонь подлили и средства массовой информации. Слово «мафия» стали клеить на кого угодно, начиная от спекулянтов, торгующих жвачкой на «Привозе», и заканчивая продавцами самодельных сосательных конфет и кукурузы на пляжах. Ну да, у нас же всё должно быть как за границей и даже лучше! Вот вдруг и оказалась, что всё, совершенно всё окутано «мафией», мафия купила всех кого надо, поэтому бороться с ней совершенно бесполезно и бессмысленно. Тех, кто встает у нее пути, мафия немедленно убивает. В общем, всё как на Сицилии, как в «Спруте». А закончилось тем, что «мафией» объявили и правящую коммунистическую партию, которая, уходя в историческое небытие, по тайным каналам вывезла из страны всё золото и бриллианты...
Мафия -миф или реальность?
Человеческое мышление часто склонно демонизировать непонятные вещи и явления. Приходит тетя Соня на «Привоз» купить картошки и вдруг выясняет, что вчера она у всех была по 3 гривны, а сегодня почему-то по 4. И никто ни копейки не хочет уступать! Ага! Торговцам приказали поднять цены. Кто? Ну конечно же — привозная мафия! Ведь известно, что там—золотое дно и миллионные обороты. Само собой, часть денег мафия «отдает наверх», оттуда — еще выше, ну и так далее до самых высоких уровней. А почему цветы резко дорожают перед 8 марта? Так ясно же — цветочная мафия! Она приказала поднять цены, знают ведь, знают, что цветы в этот день всё равно раскупят. Даже если они будут в 2-3 раза дороже. А таксисты? Почему во время обильных снегопадов требуют больше? Понятное дело —у них же там целая мафия!
Хотя если посмотреть на все эти вещи объективно, то мы во всех случаях увидим обычный «производственный интерес», не более. Очевидно, что для «цветочников» 8 марта — это «день, который год кормит». И съём квартир в Одессе летом стоит дороже не потому, что тётушки, стоящие у вокзала с объявлениями, специально сговорились (квартирная мафия!), а потому, что резко увеличивается наплыв приезжих. Это, в общем, вполне нормально. Называется «ажиотажный спрос». Никаким серьезным криминалом тут и не пахнет, хотя некоторые нарушения закона вполне могут и присутствовать.
В то же время разного рода реальные закрытые корпоративные сообщества той или иной степени криминализации в нашем городе существовали, и их история — часть истории Одессы.
Мафия контрабандистов в Одессе.
В конце XVII века на окраине огромной империи был основан небольшой городок и порт при нем. Тогда никто не знал, какое большое будущее ему уготовано. Его даже называли по-разному: кто — Хаджибеем, кто—Одессой. В молодой город начали стекаться представители разных народов. И, конечно, нужно понимать, что людей, бросивших свое традиционное место проживания, чтобы прехать жить в маленький, только что основанный городок, где не было вообще ничего, наверное, все же характеризовал определенный дух авантюризма.
А тут еще создали порто-франко, то есть зону беспошлинной торговли, обнеся город валом — будущей Старопортофранковской улицей. Вот вам и почва для появления контрабандистов в серийных количествах. Плюс — Одесса строилась из ракушечника, который резали тут же. Возникли подземные лабиринты — катакомбы — как в самом городе, так и в предместьях — Молдаванке, Раскидайловке. Они и стали отличным местом для хранения всего нелегального. Почему бы не соединить «одесские» катакомбы с «молдаванскими»? Соединили! И пошла плясать губерния!
Наплыв дешевых товаров из Одессы был настолько велик, что порто-франко от греха подальше отменили в 1854 году, но традиции жизни в параллельном мире, где у государства свои законы, а у народа — свои, уже сложились.
Конечно, контрабандисты никуда не исчезли, просто их стиль работы изменился.Катакомбы еще долго и исправно продолжали нести функцию подземного убежища и хранилища. С тех поток контрабанды через Одессу то рос, то уменьшался, но не прекращался никогда.
Мафия конокрадов.
А конокрады? Помните конокрада Красавчика из «Зеленого Фургона»? Но это в книге и фильме всё показано весело и романтично. В реальности же конокрады были одной из самых закрытых и сплоченных группировок с жестким кодексом и четким разделением ролей: одни воровали лошадей, другие на подпольных конюшнях изменяли их внешний вид (например, перекрашивали), третьи — перепродавали.
Профессия конокрада была опасной: по существующим тогда «понятиям», если его брали с поличным, то спокойно могли убить на месте, ведь лошадь для многих была единственным средством заработка.
В наше время коня сменил автомобиль, а конокрадов — угонщики автомобилей. Из-за схожести профессий похожи и схемы работы: одни угоняют, другие перекрашивают и перебивают номера, третьи делают новые документы, четвертые — перепродают.
В прочем, машину,в отличии от лошади, теперь можно продать и по запчастям!
Кто мог убить конокрада?
Например, биндюжник — представитель еще одной легендарной одесской профессии. Так называли людей, занимавшихся грузоперевозками на огромной телеге — «оиндюге» и портовых грузчиков.
Понятно, что. управление кобылой-тяжеловозом или переноска шестипудовых мешков требовали большой физической силы, поэтому «нарываться» на конфликт с биндюжниками было чревато. Они были одной из наиболее уважаемых, авторитетных и сплоченных групп одесского общества, со своими законами и нормами поведения. Сейчас бы их точно назвали «мафией».
Среди них традиционно было много евреев — в частности отец и дед Мишки-Япончика были именно биндюжниками. Показательно, что во время погромов 1905 г. в районы, где «оборону» держали биндюжники, никто даже не пытался соваться.
Советская мафия.
Но пришла Советская власть и, если не считать краткого периода НЭПа, вся частная коммерческая деятельность была запрещена. Зато при НЭПе Одесса «оторвалась» по полной: подпольные миллионеры, делавшие деньги буквально на всем и при этом скрывавшие их от строгих фининспекторов, появлялись как грибы после летнего ливня. Именно такой миллионер описан в «Золотом теленке». Там же описана и ставшая в будущем классической схема вымогательства денег, так называемый «разгон», когда клиента шантажируют тем, что про его неправедные доходы узнает государство, и предлагают за сохранение тайны «поделиться». Клиент обычно всегда делился. Вот и Александр Иванович Корейко сломался, не выдержал.
Впрочем, запреты запретами, а жизнь и экономика диктуют свои законы. То, что работать можно было только на государство, которое само определяло и размер заработной платы, очень многих не устраивало.Люди искали,где заработать дополнительно,тем более в таком городе, как Одесса. Поэтому после войны на фоне тотальной нехватки всего, теневой бизнес начал расцветать бешеным темпом, достигнув пика в годы «застоя».
Тогда главной «ударной силой» , стали «цеховики» — подпольные предприниматели, выпускавшие различные потребительские товары. По числу «цехов» впереди Одессы, пожалуй, шли только республики Закавказья, но там и работать было легче — крышами «цеховиков» часто выступали высшие партийные структуры (не задаром, разумеется). В Одессе на такой протекционизм рассчитывать не приходилось, а существующее законодательство было сурово: «цеховика» спокойно могли расстрелять. И расстреливали. Оттого их деятельность была скрыта от глаз обычных людей. При этом гражданин мог носить рубашку, шапку или сумку, купленные в магазине, но пошитые в подпольном цехе из краденного материала. И ничего не подозревать!
Пока одесские «цеховики» делали себе миллионы, снабжая тощий советский рынок продукцией, пользующейся реальным спросом, воображение людей будоражили вполне обычные сейчас профессии, которые из-за якобы наличествующих там шальных доходов непременно наделялись чертами некой «мафиозной группировки».
Ну вот, например, рубщики мяса. Народ приписывал им совершенно нереальные заработки, говорили даже, что эта профессия передается по наследству. Впрочем, в стране, которая голодала почти всю отслеживаемую историю—это неудивительно. И пусть мы запускали ракеты в космос и строили подводные атомоходы, реальным показателем достатка все же был кусок мяса на столе, который иногда можно было купить только на рынке.
Также в героях около мафиозного фольклора ходили приемщики стеклотары, люди почему то были уверены, что они получают фантастические сверхприбыли, списывая «на бой» бутылки из-под лимонада и молока, а потом сами же оформляют их как целые.
«Жирной» в плане денег считалась и работа на бензоколонке. Типичный разговор того времени: «Вот, Жора через тестя устроился на бензоколонку, через три года купил себе кооперативную квартиру!».
Примерно так же по «статусу» стояли и работники автосервиса, их упорно пытались встроить в некую «мафию». Понятно, что дефицит бензина и » автозапчастей открывал широкий простор для коммерции, но с позиции сегодняшнего дня всё это выглядит мелкой мышиной возней.
А вот разного рода продавцы газводы (что, впрочем, бывало и оправданно - почти бесплатная в СССР вода плюс практически не учитываемый сиропчик), мороженщики (недодают денег, оправдываясь, что у них «нет сдачи»), таксисты (тоже «недодают сдачу» и еще «спекулируют по ночам водкой» и «перепродают бензин»), зубные техники (они же делают «золотые коронки», значит у них спрятаны горы золота!), стояли в иерархии доходных профессий ниже, хотя их тоже записывали в некую «мафию».
Но не надо путать Божий дар с яичницей. Да, при мизерных зарплатах в СССР всегда особо ценились профессии, где можно заработать «левые деньги», официально называвшиеся «нетрудовыми доходами». А поскольку такие деньги были всегда незаконны, а карающие статьи Уголовного кодекса — беспощадны, это вынуждало выдерживать определенные модели поведения, некую корпоративную солидарность. Она-то и воспринимались обывателем как «мафия», при том, что сам обыватель мог сам иметь «левые» доходы и тоже быть частью «мафии!».
В легенды возводились также заработки торговцев шнурками и спичками. Таким образом, мы видим, что «акценты мафии» сместились на мелкие и безучетные вещи, которые некоторым действительно приносили большие и очень даже учитываемые сверхприбыли.
Мафия на кладбище.
Значительно выше в «иерархии» стояли работники кладбищ. О них вообще говорили вполголоса. Вот где «мафия»! Какой там бензин или стеклотара! Что ей только ни приписывают по сей день — от перепродажи «престижных» мест у центральных аллей или кладбищенской церкви, до вскрытия и разграбления могил «богатых покойников». И народ охотно верит!
Один человек взахлёб рассказывал о том, как на Втором кладбище хоронили статусного представителя одного народа - как и положено: в золотых перстнях, кольцах, цепях, крестах и даже шпорах на сапогах! Так вот, скорбящие родственники, отвалив «мафии» огромные деньги за престижное место, засыпали гроб не землей, а залили его бетонным раствором! Чтобы «мафия» не раскопала.
Мафия девяностых.
Советская власть закончилась, и экономическая деятельность рванула как вулкан, тем более что роль государства очень сильно ослабла. Зато возросла роль криминальных структур: массово стали возникать организованные преступные группировки и так называемые «бригады». Но все же, если брать связь с криминалом, то время запомнится, прежде всего, обилием разного рода лохотронщиков, предлагающих «гарантированный выигрыш» и «ценный приз», и шприцевых наркоманов. Понятно, что и тех и других тоже записывали в «мафию».
В реальности же, хотя лохотронщики и были зачастую объединены в бригады, и даже отстёгивали за территорию, но их следует рассматривать скорее как часть общей криминализированной системы, берущей начало еще в 30-70-х, причем часть очень мелкую, незначительную и независимую.
Ну а «варенье» для заправки шприцов готовили где угодно, да и чтобы разжиться маковой соломкой, не нужна была никакая «мафия». Хотя и были целые местности, специализирующиеся на снабжении населения наркотическим зельем - чего стоит одно село Корсунцы Коминтерновского района! По аналогии с географией комиссара Каттани, люди называли его «Палермо». Туда даже дорога была белого цвета от бесконечного количества вмятых в нее использованных шприцов...
Вы, кстати, заметили, что даже при современной тотальной коррупции во всех сферах слово «мафия» фактически вышло из оборота? Говорят о кланах, о сферах влияния, о том, «кто под кем ходит», и «кто чей человек», но про «мафию» ничего не слышно.
То есть взгляд на вещи стал более трезвый, и это хорошо. Зачем создавать фантомы? Да, есть группы, объединенные сходным политическим или экономическим интересом. Да, иногда они могут вести себя довольно бесцеремонно, но все же к классической мафии, той, что пошла в свое время с юга Италии, это все имеет мало отношения. Точнее — никакого отношения не имеет.
Однако мафия продолжает жить. Но теперь уже в виде популярной карточной психологическо-ролевой игры. В «Мафию» играют везде — от студенческих общежитий до ресторанов, ночных клубов и интернет-порталов. Среди «салонных» игр она, одна из самых популярных, во всяком случае, в Одессе. И, наверное, пусть «Мафия» навсегда останется всего лишь игрой.
Михаил БУДЬОН
издание Вечерний город.
Отредактировано gosha (2012-07-09 03:29:52)