Жилмассив Котовского, ул. Бочарова—ул. Жолио-Кюри — село Ильичевка — железнодорожный переезд — окраина села Корсунцы — Куяльницкий лиман— по восточному и южному берегам Куяльницкого лимана—курорт «Куяльник» — г. Одесса.
Выйдя из автобуса или трамвая на остановке «Улица Бочарова», группа, как правило, останавливается на большой игровой детской площадке «Ракета». Прежде, чем отправиться и путь, коротко вспомним о событиях, связанных с окрестностями.
...В самом начале дождливого и холодного апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского, разгромив значительные силы оккупантов в междуречье Ингульца и Южного Буга успешно продвигались на запад.
Перед командующим 5-й ударной армией генерал-полковником В. Д. Цветаевым была поставлена задача; наступать между Куяльницким и Большим Аджалыкским лиманами, прижать противника к морю, а затем, выйдя к пригороду Одессы Пересыпи, ворваться в город. Осуществить ее было непросто.
На подступах к городу фашисты подготовили мощную оборонительную полосу. Они использовали для этого выгодные естественные рубежи — балки, овраги, лиманы. Хорошо подготовленный к обороне, этот район был насыщен многочисленными огневыми средствами, которые простреливали буквально каждый квадратный метр. Дамбы, отделяющие Куяльницкий и Хаджи-бейский лиманы от моря, были заминированы. Зона обороны не без основания казалась фашистам неприступной крепостью.
Но ничто не смогло остановить наших бойцов! Призыв командования фронтом «Напряжем все силы, крепче ударим по врагу и освободим Одессу!» воодушевлял. Как и все воины 5-й ударной армии, могучим наступательным порывом были охвачены бойцы 905-го стрелкового полка 248-й стрелковой дивизии, которым командовал майор Д. Т. Филатов. Преодолевая бездорожье, усталые, в насквозь мокрых шинелях, по колено в грязи они шли к Одессе под огнем вражеских пулеметов и артиллерии... Жестокий бой завязался у села Ильичевка. Здесь окуппанты хорошо укрепились и вели шквальный огонь. Наша артиллерия отстала (выпавший накануне снег растаял, в грязи увязали автомашины и орудия), и 905-й полк вынужден был атаковать без поддержки артиллерии. Враг отчаянно сопротивлялся, но Ильичевка была взята! Однако гитлеровцы решили вернуть село любой ценой, открыли огонь из всех видов оружия и пошли в контратаку. В решающий момент боя командир 2-го батальйона майор Щелкунов сам повел две роты в атаку. В этом бою комбат погиб смертью героя, его его бойцы удержали Ильичевку до подхода подкреплений. Беспримерное мужество проявили они в последующих боях — за станцию Сортировочная, пригород пересыпь, пересыпские мосты и затем в уличных схватках в центре города.
...От знакомого перекрестка улицы Бочарова и проспекта Добровольского группа направляется к улице Жолио-Кюри, там сворачивает вправо и идет вдоль длинного ряда гаражей до 9-этажного кирпичного жилого дома Одесского автосборочного завода. Это фактическая «граница» наступающего города. Многоэтажные здания жилмассива Котовского подступили вплотную к домикам села Ильичевка. В селе Ильичевка расположено отделение совхоза «Одесский» Коминтерновского района. Хозяйство производит зерно, выращивает молодняк крупного рогатого скота.
А мы продолжаем свой путь дальше.
Дорога уклоняется немного влево и мы выходим на обширную заасфальтированную площадь перед стоянкой туристских поездов Одесского областного совета по туризму и экскурсиям. В нескольких десятках метров слева—линия железной дороги, перроны, бытовые помещения, поезда, ожидающие возвращения туристов после экскурсий по городу. Рядом справа — совхозная улица типичного пригородного села. Впереди в окружении цветников оригинальное двухэтажное здание базы с большими окнами и балконом во всю ширину фасада. Обходим базу справа и направляемся по проселочной дороге к переезду. Остановимся здесь на несколько минут, повернемся в сторону Ильичевки. После боев в 1941 и 1944 годах старых домов почти не осталось, но отсюда видны два больших, добротно сложенных здания — это память о довоеннной Ильичевке. Туристы обязательно обратят внимание на небольшое болото в низинке и вытекающий отсюда невзрачный ручей, бегущий вдоль железнодорожной насыпи. Метрах в двухстах, ближе к станции «Одесса-Восточная» (бывшая станция Куяльник), ручей исчезает в трубе под насыпью, а затем по ту сторону ее растекается в более обширное болото, поросшее камышом, рождающее озера-пруды, знакомые нам по маршруту № 5. Все поезда, которые направляются по этой ветке в Одессу, проходят через станцию Сортировочная, находящуюся недалеко отсюда.
Туда был направлен в апреле 44-го удар 905-го стрелкового полка со стороны Ильичевки. Приходилось по-прежнему наступать без танков и артиллерии, которые застряли на дорогах. Солдаты, увязая в густой грязи, тащили на себе минометы, мины, пулеметы и боеприпасы. Подступы к станции Сортировочная казались непроходимыми, вокруг была вода, прибывавшая через проемы взорванной фашистами дамбы около Аузановки. Солдаты вынуждены были идти только по железнодорожному полотну по пояс в воде. Противник вел со стороны Жеваховой и Шкодовой гор ураганный артиллерийский огонь. Когда наша авиация разбомбила батареи противника, а минометы поддержали огнем, полк стремительно атаковал. Первым бросился па штурм станции батальон майора Щелкуно-па, которым после его гибели командовал капитан 3. М. Салихов. Едва несколько бойцов набежали на мост перед станцией, он взлетел на воздух. Четверо погибло, несколько человек ранило. Но ничто уже не могло остановить атакующих, они ворвались на станцию. Пути были забиты горящими составами, рвались снаряды, нее было окутано едким густым дымом. Но за этой завесой огня и дыма, за этим кромешным адом была Одесса, и наступление продолжалось.
10 апреля 1944 года Москва салютовала войскам-освободителям Одессы, а наиболее отличившимся частям, в том числе 248-й стрелковой дивизии, которой командовал полковник Н. 3. Галай и куда входил 905-й полк, было присвоено наименование «Одесских». После войны полковник Д. Т. Филатов и генерал-майор Н. 3. Галай жили в нашем городе, а Николай Захарович Галай был Почетным гражданином Одессы.
...Пройдя переезд, свернем налево и по проселку дойдем до знакомого уже села Корсунцы . С весны до осени живописное и тихое место привлекает внимание жителей близлежащих улиц жилмассива Котовского, они с удовольствием отдыхают здесь, предпочитая пляжной сутолоке и обременительным поездкам в переполненном транспорте очарование пышного многотравья на лугу и ароматы полевых цветов.
Не заходя в село, повернем вправо. Дорога идет мимо крайних сельских усадеб. Справа,за пашней, видно кладбище Северное. По первой поперечной дороге повернем направо и пойдем вдоль лесополосы до пересечения с еще одной лесополосой и проселочной дорогой, где повернем налево. Вскоре остановимся у довольно глубокого и длинного оврага, преграждающего нам путь. Вдалеке справа видны строения, впереди — виноградники, но нам — налево. Сначала идем по краю оврага, потом спускаемся по склону на дно, в густую тень старой рощи. Это удивительный и неожиданный оазис в прилиманской степи. Склоны оврага густо поросли деревьями и кустарниками, высота некоторых «великанов» свидетельствует о солидном возрасте этого небольшого леска. Действительно, в периодических выпусках «Жизнь Крымско-Кавказского горного Клуба» (№ 5—8, май—август, 1917) мы встречаем сведения о посещении экскурсантами Корсунцовских соляных промыслов, осмотре производственных помещений и оборудования, а также леска промыслов, который уже тогда представлял интерес.
Две-три тропы проложены по левому склону оврага. Дно его заболочено, с трудом можно различить движение воды в ручейке. Через полкилометра склоны расступаются и овраг соединяется с широкой долиной . Группа переходит ручей и поднимается по правому склону на степную дорогу, огибающую село справа. По ней мы вскоре подходим к высокому обрывистому берегу над Куяльницким лиманом. Какие дали открываются отсюда! Далеко слева угадывается объездная дорога, известная всем одесситам, видны ползущие букашки — автомашины, за дорогой — линии электропередач, дальше — поезда, за ними — ряды зданий. Прямо перед нами проперся лиман, к средине которого изогнулась тонкая песчаная коса, а за ним,— весь курорт «Куяльник».
Спускаемся по крутому склону, пересекаем грунтовую дорогу и движемся вправо у самой йоды. Внимание всех, кто попадает в эти места, привлекает длинная песчаная коса. Она начиняется у травянистого мыса, от группы деревьев, которые хорошо видны издали. Коса почти лишена растительности. Чайки кружат над лиманом и садятся на узкую полосу песка, оставляя тысячи следов и перьев. Здесь птицам спокойно и безопасно, в иные дни множество их отдыхает на самом краю косы, защищенной со всех сторон водами лимана. Ваше появление ненадолго нарушит их покой, белым облаком пронесутся чайки над лиманом, и как только увидят, что люди ушли, снова дружно усядутся в излюбленном месте.
После посещения косы большой привал следует сделать у основания мыса, в тени деревьев. Здесь густо растет трава, ровные площадки, приятный пейзаж...
У Куяльницкого лимана своя история, свои тайны и загадки. Как и другие лиманы юга Одесщины, он образовался в результате затопления морем устья реки Большой Куяльник и прилегающей низменности. В течение многих веков морские волны наносили сюда песок и образовали обширную пересыпь—Куяльницкий лиман полностью отделен от моря. Многоводный и судоходный в далеком прошлом, Большой Куяльник сегодня — пересыхающая река, но она по-прежнему отдает лиману свою воду. Соленость воды в лимане в разные годы значительно колебалась — от 29 до 269 граммов в литре воды, что позволяет считать его самым соленым из всех причерноморских лиманов. В годы, когда соленость была особенно велика, наблюдалось обильное выпадание соли. Этим не замедлили воспользоваться люди. В XVI веке здесь началась добыча соли, которую развозили по всей Украине, доставляли в Западную Европу. Еще в начале нынешнего века на берегах Куяльницкого лимана велась промысловая добыча соли. В разных местах близ берегов можно заметить торчащие из воды изъеденные солью столбики—остатки промысловых сооружений.
Зачерпните в пригорошню лиманную воду, попробуйте, какова она на вкус. Оказывается, не только соленая, но и горькая. Причина горечи — растворенные в воде соли магния и кальция. Иными словами, вода в лимане или, как ее называют медики, рапа — это раствор с обильным содержанием солей. Целебные свойства рапы давно известны и используются для лечения ряда заболеваний. Но этим целительные свойства Куяльницкого лимана не исчерпываются. Пожалуй, главным его богатством является иловая грязь, залегающая толстым слоем на дне. Сложный химический состав лиманной грязи— различные минеральные частицы, органические вещества, гидрат окиси железа, придающий ей черный цвет, и сероводород, наделяющий резким запахом,— все это придает куяльницкой грязи «волшебные» лечебные качества, позволяющие использовать ее в борьбе с детским полиомиелитом, с поражениями центральной нервной системы, с ревматизмом и другими заболеваниями.
В лимане нет ни рыб, ни моллюсков, ни крабов. Он кажется безжизненным. Но это не та к.
Зайдите в летний день в воду — и ваши ноги облепит множество маленьких красноватых рачков. Это — артемия солевая, представитель самого примитивного класса ракообразных. Как же может жить это загадочное существо в среде, где все другие животные погибли бы? Разгадка ее секрета в том, что она обладает способностью сохранять постоянный необходимый химический состав своей внутренней среды, независимо от концентрации соли в воде. Эта единственная обитательница лимана так же прекрасно приспособилась к изменениям содержания в воде кислорода и других газов. Примечательно, что при недостатке кислорода артемия «краснеет», при избытке — окраска ее делается более бледной — это влияние гемоглобина, который вырабатывается в ее организме.
Артемия хорошо зарекомендовала себя в качестве корма при разведении морских рыб, а ее личинки пользуются большим спросом у аквариумистов.
...Весь наш дальнейший путь пройдет по западному, а затем по южному берегу лимана. В полутора — двух километрах слева откроется выход из широкой долины, знакомой нам по маршруту № 5. Продолжаем двигаться по берегу, но вскоре вода подступит вплотную к дорожной насыпи, и мы вынуждены подняться на шоссейную дорогу.
Этот участок шоссе является частью трассы очень популярного в стране туристского перехода «100 километров за 24 часа», посвященного Дню освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков 10 апреля 1944 года, о котором мы упоминали в маршруте № 2. Интерес людей всех возрастов к этому массовому военно-патриотическому и спортивному мероприятию из года в год растет.
Если в 1974 году в переходе участвовало 128 одесситов, то в 1986 году на трассу вышли 1427 человек — представители 65 городов Советского Союза, Болгарии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Чехословакии, Финляндии. Для спортсменов-бегунов и для туристов это всегда — испытание сил и характера, а для жителей города и сел, расположенных вдоль трассы маршрута,— праздник. Люди выходят к дороге, выносят воду, чай, яблоки, бутерброды для участников перехода. Теплым словом, улыбкой, аплодисментами они подбадривают бегущих и идущих спортсменов.
...Высокая дорожная насыпь отсекла от лимана довольно обширный водоем, густо поросший камышом. Эти плавни заповедны и находятся под охраной государства. Вдали на противоположном берегу видна улица поселка Шевченко, правее — многоэтажные корпуса, за которыми расположен пляж Лузановка. По железной дороге на большой скорости проносятся длинные грузовые составы через станцию Одесса-Сортнровочная...
Вспомним штурмующий 2-й батальйон 905-го с трелкового полка в апреле 1944 года. Вражески» артиллерия обстреливает станцию со стороны Жеваховой горы, горят на путях вражеские эшелоны, взрываются цистерны с горючим и нагоны с боеприпасами. Неудержим натиск пехоты! Фашисты, видя, что им не удержаться, изорвали дамбу. Поток холодной воды хлынул н образовавшийся проем, сбивая с ног и увлекая за собой бойцов. Вброд и вплавь преодолевали воины водную преграду, и новая, еще более сокрушительная атака сломила гитлеровские заслоны. Овладев станцией Сортировочная, полк вышел к Пересыпи, «зацепился» за первые дома и стал пробиваться к центру Одессы.
Но в зареве тех героических дней,
В броню фронтовую одеты,
В апреле солдаты взметнули над ней — Гвардейское знамя Победы,написал о тех памятных днях поэт В. Бершадский.Обогнув лиман с юга, спускаемся с шоссе на песчаный пляж. Еще полчаса — и мы в центре «Куяльника».- После отдыха и осмотра курорта группа отправляется на автобусе в Одессу.