Форум стран СНГ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум стран СНГ » Форум Одещина » с. Прилиманское—Сухой лиман—винзавод Таирово-Черноморское шоссе.


с. Прилиманское—Сухой лиман—винзавод Таирово-Черноморское шоссе.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Одесса — с. Прилиманское — монумент защитникам Одессы — Сухой лиман — по берегу лимана — с. Сухой Лиман — НПО по виноградарству и питомниководству им. Таирова — Черноморское шоссе — Одесса.
http://s9.uploads.ru/t/3nVJY.png

Туристский пешеходный маршрут «По южному сектору обороны Одессы», по которому нам предстоит отправиться в поход из села Прилиманское (бывшая Татарка), проходит по местам, где в первые месяцы Великой Отечественной войны при обороне Одессы проявился военный талант генерала И. Е. Петрова, командовавшего сначала дивизией, всем левым флангом обороны города, а затем Приморской армией.

Перед выходом на маршрут туристов ждет короткий рассказ об этом военачальнике. Слово— документам и товарищам по оружию: «Работник с большой инициативой. Дисциплинированный. Обладает большим административным, политическим, хозяйственным опытом. Руководитель и организатор превосходный. Знает хорошо кавалерийское дело...»

1923 г., Врид. комдив 11-й кавдивизии Качалов, Военком Каплан.

«В операциях против басмачей показал себя с самой лучшей стороны. Заслуживает внеочередного выдвижения на должность командира отдельной бригады».

1929 г., Командующий войсками CABO Дыбенко. Вр. чл. РВС Жильцов.

«Это был волевой человек, образованный, с большим кругозором. И смелости необычайной. Его видели на самой передовой, видели там, где было трудно. Бойцы любили его».

(Из воспоминаний вице-адмирала И. И. Азарова, бывшего члена Военного совета OOP).

«Огромный военный опыт и профессиональные знания сочетались у него с большой общей культурой, широчайшей начитанностью и преданной любовью к искусству.

...Был по характеру человеком решительным, а в критические минуты умел быть жестким. О его личном мужестве не уставали повторять все, кто с ним служил, особенно в Одессе, Севастополе и на Кавказе...»

(Из воспоминаний Константина Симонова).

Так отзывались в разные годы разные люди о хорошо знакомом им человеке, которому принадлежит важная роль в обороне Одессы, о самом популярном генерале сражавшейся под Одессой Приморской армии Иване Ефимовиче Петрове.

В июле 1941 года И. Е. Петров командовал сформированной им 1-й кавалерийской дивизией на дальних подступах к Одессе. Но когда в Южном секторе обороны положение осложнилось,Военный совет Приморской армии назначил генерал-майора И. Е. Петрова командиром 25-й Чапаевской дивизии и ответственным за весь левый фланг обороны Одессы. Рано утром 21 августа, в первый день своего вступления в должность, генерал прибыл на передний край — на участок обороны 287-го стрелкового полка, которым командовал майор С. И. Султан-Галиев. Как раз в это время противник силами дивизии румынской пехоты начал новую атаку. В своих боевых порядках фашисты катили пушки, периодически останавливались и вели огонь по нашим огневым точкам. Генерал приказал контратаковать... Враг не выдержал натиска, стал отходить. Наши бойцы захватили пять орудий с запасом снарядов и два миномета. Так произошло первое знакомство чапаевцев с новым комдивом, так был дан заряд активной обороны для дальнейших боев.

23 августа румынские фашисты предприняли психическую атаку: солдаты и офицеры шли парадным шагом во весь рост в сопровождении духового оркестра. Дружный огонь из всех видов оружия с близких дистанций опрокинул вражеские колонны. Контратакой был уничтожен полностью один фашистский батальон, а остальные, оставив на поле убитых и раненых, обратились в бегство. Бои продолжались. Чапаевцы мужественно сражались на своем рубеже, постоянно контратакуя, нанося урон врагу.

В сентябре руководимые генералом И. Е. Петровым части Южного сектора атаковали противника. Бронепоезд «За Родину» поддерживал атакующих. С моря из дальнобойных орудий бил прибывший для поддержки крейсер «Красный Кавказ». Враг нес большие потери, но подтягивал резервы и бросал их в бой. В ожесточенной схватке фашисты были отброшены и разгромлены. За этот бой многие бойцы и командиры были представлены к государственным наградам.

Однако положение Южного сектора OOP становилось все более угрожающим. По решению командования OOP левофланговые части Южного сектора заняли оборону на восточном берегу Сухого лимана.

После высадки морского десанта 22 сентября в Григорьевке и успешного завершения контрудара в Восточном секторе некоторые части и подразделения были переброшены в Южный сектор. С ними пришли десантники 3-го морского полка. Из Новороссийска в Одессу на транспорте «Чапаев» прибыл 8-й отдельный гвардейский минометный дивизион под командованием старшего лейтенанта П. С. Небоженко. Через два дня с полукилометрового участка в Южном секторе восемь реактивных минометов «катюш» нанесли сокрушительный удар по наступающей вражеской пехоте. Огневой смерч ошеломил неприятеля. Бросая оружие, в панике бежала вражеская пехота, оставляя убитых и раненых. С этого дня грозные «катюши» на разных участках Южного сектора поддерживали контратаки наших частей.

У Татарки (теперь Прилиманское) шли непрерывные бои. Только 8 октября фашисты потеряли более 1200 убитыми и ранеными, около 200 попали в плен. Но враг бросал свежие дивизии, пытаясь пробиться через Сухой лиман и овладеть Татаркой.9 октября противник перешел в наступление почти на всем фронте Одесской обороны, бросив в бой соединения, появившиеся здесь совсем недавно. На отдельных участках врагу удалось потеснить наши части, но комадование ввело в бой резервы, которые восстановили положение. Особо отличился батальон 3-го полка морской пехоты.

Контратаки переросли в преследование отступающего противника. Между селами Татарка и Сухой Лиман попал в окружение вражеский пехотный полк. Части 25-й Чапаевской дивизии при поддержке батарей береговой обороны и бронепоездов «За Родину» и № 22 разгромили его, не дав прорваться к своим.

Поражение и большие потери лишь на время приостановили врага. Через сутки он возобновил наступление. Храбро сражались наши пехотинцы и конники, пограничники 26-го полка НКВД под командованием майора А. С. Пи-сьменчука, артиллеристы дивизиона 69-го артполка, которыми командовал капитан В. А. Одинец. Точным шрапнельным огнем поражали противника батарейцы лейтенанта К. Т. Лысого.

В этих тяжелых боях с превосходящими силами противника проявился полководческий талант генерал-майора И. Е. Петрова, возглавлявшего Южный сектор в самый ответственный период обороны Одессы. Поэтому, когда возник вопрос о назначении нового командующего Приморской армией в связи с болезнью генерал-лейтенанта Г. П. Софронова, Военный совет ООР остановил свой выбор на И. Е. Петрове.

Перед новым командующим армией встала сложнейшая проблема — по приказу Главнокомандования нужно было до 16 октября эвакуировать в Крым все войска ООР. Генерал И. Е. Петров возглавил оперативную группу, которая руководила отводом подразделений с занимаемых рубежей, обеспечивала их прикрытие арьергардными частями и артиллерией. В это же время командарм не ослаблял руководства частями на боевых рубежах, требуя активности и соблюдения маскировки основной операции. Войска и техника, конский состав, оборудование предприятий направлялись в порт в строгом порядке. Так же четко была проведена эвакуация арьергардных частей в ночь 16 октября — без паники и потерь. Большая заслуга в успехе этой беспримерной операции, не разгаданной врагом, принадлежит генералу И. Е. Петрову.

Через годы люди назвали его «генералом из легенды» и дали его имя улице в ¡юзом районе города-героя Одессы.

...Мы выходим из автобуса в большом селе Прилиманском — это новое послевоенное название Татарки. Прежде чем отправиться в поход, следует побывать у памятника защитникам Одессы, расположенного в селе на восточной окраине близ дороги. На мраморе слова: «Здесь в начале октября 194) года воины 25-й Чапаевской дивизии и 2-й кавалерийской дивизии при помощи береговой батареи отбили все атаки врага и преградили фашистам путь к Одессе».

Из Прилиманского идем по дороге в сторону Овидиополя. Впереди на холме отчетливо виден памятник Пояса Славы.Сильное впечатление производит барельеф воина, грубо высеченный на бетонной стеле. Скульптор Н. Ф. Еременко придал его чертам-суровость и несгибаемую волю. Бонн держит и правой руке меч, в левой — щит, на котором резкими штрихами как бы нацарапаны, слова:

Тут ми стояли насмерть,

Щоб захистити життя.

На боковой фасадной плоскости—перечень сражавшихся здесь в 1941 году частей: 15-й кавалерийский полк, 105-й батальон связи, 65-й отдельный пулеметный батальон. Бетонная плита, напоминающая амбразуру огневой точки, и крупные цифры «1941» на камне дополняют ансамбль, созданный архитектором И. В. Подолянским. Памятник в обрамлении цветов, густого кустарника и молодых деревьев возвышается над степью и привлекает внимание всех, кто направляется в сторону Одессы или Овидиополя.

От памятника переходим через шоссе, спускаемся в широкую заболоченную долину, по дну которой течет пересыхающая речушка. Перебравшись на левый берег, движемся вдоль истока Сухого лимана. У высокой дамбы, благодаря которой образовался небольшой пресный водоем, можно остановиться на короткий отдых. Место удобное, живописное, вблизи — густая лесопосадка. За дамбой — расширяющаяся синь лимана, высокий камыш у берегов. Если идти дальше у самой воды, соблюдая тишину, вам откроется волшебный мир этого чудесного уголка: здесь можно увидеть гордых и грациозных лебедей, куликов, белую цаплю и других птиц. Внимательному и осторожному наблюдателю иной раз может посчастливиться и он увидит интересных животных, редкие растения нашего южного края. Места эти являются заказником, и туристы должны быть первыми среди тех, кто прилагает усилия для сохранения растительного и животного мира Сухого лимана.

От лимана дорога выведет группу в село Сухой Лиман на главную улицу, которая тянется вдоль берега.

В сентябре — октябре 1941 года название Сухой Лиман не сходило со страниц военных сводок. Непрерывные бои, наши контратаки, переходящие в преследование вражеских частей, слаженные действия кавалеристов и моряков, артиллеристов 1-й, 39-й и 411-й береговых батарей, бронепоездов «За Родину» и № 22 ярко описаны в послевоенные годы многими участниками этих сражений. Через несколько лет после Победы советского народа над фашистской Германией тракторист местного совхоза «Дружба», поднимавший зябь на полях у Сухого лимана, нашел в земле бутылку с запиской, которая хранится в Одесском краеведческом музее:

«В этом месте героически сражался русский народ против немецких захватчиков...— писали защитники Одессы. — На протяжении долгих дней, несмотря на свирепый артиллерийский и пулеметный огонь, 3-й батальон 3-го полка морской пехоты... небольшим количеством людей сдерживал наступление многочисленных частей врага....Борьба продолжается. Героизм многонационального советского народа разобьет и уничтожит фашистских захватчиков. Победа будет за нами».

Такова была непоколебимая вера бойцов в конечную победу над врагом! Их подвиг увековечен в памятнике в селе Сухой Лиман.

Сухой Лиман сегодня — большое село Овидиопольского района Одесской области, центр сельского Совета, объединившего села Прилиманское, Бурлачья Балка, Мизикевича, Балка и поселок Таирово. В селе размещается овощеводческая бригада совхоза «Авангард», центральная усадьба которого находится в Ленинском поселке в Одессе. На землях бригады выращивают высокие урожаи зерновых и кормовых культур.

Мы движемся по улице мимо уютных сельских домов, утопающих в садах, мимо заботливо ухоженных приусадебных участков. Остановимся у мраморного памятника в небольшой скверике. Он посвящен славным морякам-черноморцам. На памятнике надпись: «Здесь в сентябре — октябре 1941 года геройски сражались моряки 3-го полка морской пехоты; отбивая многочисленные атаки врага, закрывая дорогу на Одессу».

О беспредельной любви к Родине и о мужестве этих парней в тельняшках напомнит также мемориальная доска на административном здании овоще-молочного отделения совхоза «Авангард» и цветы на братской могиле бойцов 3-го морского полка близ школы.

...Группа направляется к переезду через железнодорожную ветку Одесса — Овидиополь.Здесь в самые тяжелые дни сражений в Южном секторе ООР действовали бронепоезда «За Родину» и № 22.

К концу августа на фронте было уже три бронепоезда. В их строительстве участвовали многие предприятия Одессы, но собирались они на заводе имени Январского восстания. Командиром бронепоезда "3а Родину" был назначен опытный артиллерист старший лейтенант М. Р. Чечельницкий. Он сумел за несколько дней укомплектовать дружный экипаж из 150 человек, способный выполнять боевые задачи. Приданный для артиллерийской поддержки кавалерийской дивизии полковника П. Г. Новикова, он одновременно, по данным своей разведки, уничтожал огневые точки и скопления противника. Нелегко приходилось бронепоездам, движение которых ограничивалось полотном железной дороги. Однажды перед бронепоездами «За Родину» и № 21 была поставлена задача уничтожить вражеские зенитные батареи. Противник ответил на огонь бронепоездов и разбил путь под бронеплощадкой поезда № 21. Площадка осела, бронепоезд вынужден был остановиться. Противник усилил обстрел неподвижной цели. На помощь 21-му М. Р. Чечельницкий послал свою путейную бригаду. Под огнем бойцы приподняли бронеплощадку, заложили шпалами воронку и сменили взорванный рельс. Бронепоезд № 21 ушел из зоны обстрела.

Для поддержки поредевших частей на восточном берегу Сухого лимана бронепоезд «За Родину» продвинулся ближе к Овидиополю и вел огонь прямой наводкой по колоннам противника ка расстоянии в пятьсот метров. Фашистская артиллерия тоже била по бронепоезду. Все ближе рвались снаряды, повреждена была броне-илощадка, погиб расчет одного из орудий, многие бойцы были тяжело ранены. Взорвавшийся снаряд поджег ящики с боеприпасами. Рискуя жизнью, артиллеристы Мишкин, Дикий и Люсюк сбросили их, предотвратив взрыв. Прямым попаданием был поврежден тендер паровоза, вытек иесь запас воды. Лишь мастерство и опыт старого машиниста М. Я. Богатова спасли положение — он сумел так экономно расходовать пар, что поезд смог произвести маневры и потом добраться до 1-й заставы, а оттуда его отбуксировали на завод для ремонта. До конца обороны города бронепоезд «За Родину» нес свою боевую вахту.

...Участок до научно-производственного объединения по виноградарству и питомниководству им. В. Е. Таирова можно пройти по тропам у берега, а в дождливую или сырую погоду — по дороге. Попутно ознакомимся с историей НПО.

В феврале 1905 года известный русский ученый, энтузиаст распространения в России культуры винограда Василий Егорович Таиров основал на берегу Сухого лимана первое в России опытное учреждение, названное «Винодельческой станцней русских виноградарей и виноделов». В 1931 году на базе этой станции был организован Украинский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия, реорганизованный в 80-е годы в научно-производственное объединение по виноградарству и питомниководству.

В. Е. Таиров вел большую научную и организационную работу по выращиванию отечественного привитого посадочного материала, способствовал развитию виноградарства и виноделия в стране. Ему принадлежит 320 научно-популярных работ и более двухсот статей в журналах и газетах. Он был членом восемнадцати научных обществ, в т. ч. шести иностранных. Удостаивался дважды высших наград—Гран-При и пяти Золотых медалей. В знак признания его заслуг Винодельческая станция была названа еще при жизни ученого его именем, которое потом было присвоено УНИИВиВ, ставшему крупнейшим научным учреждением, тесно связанным с производством.

Научно-производственное объединение виноградарства и питомниководства имени В. Е. Таирова проводит большую научно-исследовательскую работу по оказанию помощи, внедрению достижений науки и передового опыта в производство колхозов и совхозов. В ампелб-графической (виноградной) коллекции института около 1600 сортов винограда. Это настоящая зеленая лаборатория, где изучают поведение сорта—прохождение фаз вегетации и урожайность, устойчивость к болезням и вредителям, морозостойкость и т. д. Отсюда берется исходный материал для селекционной работы, отсюда идут на колхозные и совхозные плантации лучшйе, наиболее перспективные сорта винограда. Виноград—сложная культура, весь ма требовательна. Мировой сортимент не всегда подходит для Наших суровых условий. Поэтому особенно важно иметь свои сорта, собственной селекции. Вот почему на площади более тысячи гектаров земли сотрудники института выводят устойчивые сорта винограда. Широко известны выведенные здесь «сухолиманский белый», «сорок лет Октября», «одесский ранний», «таировский» и другие сорта. Ежегодно институт направляет колхозам и совхозам более четырех миллионов саженцев новых сортов.

В настоящее время коллектив проводит исследовательскую работу по созданию производства суперэлитного безвирусного посадочного материала. Создан уникальный лабораторно-тепличный комплекс, который стал базой первого в стране центра по клоновой и фитосанитарной селекции. Комплекс будет решать не только научные проблемы, но и сугубо практические — из материала, полученного исследователями, будут выращивать суперэлитные саженцы. Двести тысяч саженцев в год поступят на размножение в базовые хозяйства республики. К концу пятилетки комплекс выйдет на проектную мощность, обеспечит виноградарей высококачественным посадочным материалом и сможет произвести кардинальную перестройку структуры виноградарства, переориентировав его на производство столовых сортов.

...Издали туристы видят многоэтажные здания НПО имени Таирова, рядом — студенческий городок Одесского сельскохозяйственного института, опытные участки. Справа, ближе к берегу лимана, из-за покатых кирпичных - крыш выступает круглая башня с большими часами и высоким шпилем. Проходим через небольшой дворик этого старого уголка института и спускаемся по лестнице к белой колоннаде. Это—прекрасное место для отдыха: высокие густые деревья создают тень, близко питьевая вода, красивый вид на лиман. Можно спуститься еще ниже к парапету на подпорной стене берега или через калитку — на берег. В случае необходимости в Одессу можно уехать рейсовым автобусом.

Эти места пользуются популярностью не только весной и летом, но и зимой. Жители Одессы, Ильичевска и окрестных сел издавна знают, что Сухой лиман — излюбленное место зимовки лебедей-шипунов. Наша южная зима далеко не всегда бывает ласкова к пернатым.

В иной год задуют холодные вегры, ударит мороз, скует льдом море и лиманы. Для птиц это беда. Они ищут спасения от холода и бескормицы на лиманах. Прилетают они и сюда, в район между понтонным мостом и научно-производственным объединением имени Таирова. Необычно суровой оказалась зима 1984— 1985 годов, мороз сковал льдом поверхность лимана и лебеди не смогли добывать себе корм. Возникла еще одна угроза — птицы начали вмерзать в лед. На помощь лебедям пришли люди. По распоряжению главного диспетчера портофлота Ильичевского порта был разведен понтонный мост и в акваторию, отгороженную мостом от основной акватории лимана, прошел буксир «Сильный». Он скалывал лед, продвигаясь к району завода железобетонных конструкций, который находится на правом берегу лимана напротив НПО имени Таирова. Его сменил буксир «Стойкий», который довел работу до конца. Несколько дней люди и техника работали для спасения лебедей, не дали птицам погибнуть. На помощь птицам, терпящим бедствие, пришли также докеры, рабочие завода «Квант», школьники Ильичевска, жители села Малодолинского и Бурлачья Балка.

В 1987 году морозы и бескормица снова нависли угрозой над пернатами, зимующими на наших южных водоемах. И снова люди пришли на помощь.

С большой убежденностью можно сказать: зимние походы вдоль берегов моря и лиманов не менее интересны и познавательны, чем походы в другое время года.

В наших краях зимует около ста видов птиц — чайки, лебеди, гуси, утки, лысухи, поганки, гоголи, лутки, нырки, хохлатая чернеть... «Зимний турист» может не только познакомиться со многими из них, но при необходимости оказать им помощь.

Отдохнув, выходим на шоссе, ведущее к 14-й станции Черноморской дороги.

На 14-й станции Черноморской дороги туристы могут сесть на трамвай или автобус, которые доставят их к центру города.

0

2

очень интересна

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум стран СНГ » Форум Одещина » с. Прилиманское—Сухой лиман—винзавод Таирово-Черноморское шоссе.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно