14 июля 2015 года Верховная Рада Украины утвердила закон «О местных выборах», принятие которого было давно анонсировано как прогрессивный шаг на пути реформирования избирательной системы Украины. В этой статье мы попытаемся разобраться, что же нового принесут нам очередные местные выборы, назначенные на 25 октября.

Итак, в день выборов одесситы проголосуют за своего кандидата в мэры, изберут состав городского и областного советов. Жители области кроме выборов депутатов областного совета отдадут свои голоса за сельских, поселковых, городских голов в своих населённых пунктах, сформируют сельские, поселковые, городские и районные советы.

Сразу следует отметить, что народные депутаты пошли навстречу общественному мнению, изменив количественный состав местных советов.Если в текущем созыве Одесский горсовет насчитывает 120 депутатов, то по новому закону будет распределено всего 64 мандата. Также уменьшится и областной совет: вместо 132 депутатов останется всего 84.

В то же время увеличен и проходной барьер для политических партий, принимающих участие в выборах. Если раньше он был равен 3%, то теперь планка поднята до 5%, что усложнит выборы для небольших политических сил.

Новой нормой является требование к гендерному составу избирательного списка: численный состав кандидатов одного пола не может быть меньше 30%. Иными словами, треть избирательного списка каждой из партий должна быть зарезервирована для женщин.

Выборы мэров. Выборы на эту должность проходят по мажоритарной системе. Избирателям будут выданы бюллетени с перечнем кандидатов, одного из которых будет предложено избрать, поставив отметку в пустом квадрате напротив соответствующей фамилии. Так, мэром Одессы станет кандидат, за которого отдадут свой голос больше половины избирателей. Если в первом туре ни один из кандидатов не привлечёт на свою сторону как минимум 50%+1 голос, назначаются повторные выборы, в которых примут участие двое кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов.

Выборы депутатов городского и областного советов.По новому закону система выборов в Одесский городской и областной советы меняется. Во-первых, кандидаты теперь не могут быть самовыдвиженцами, всех кандидатов выдвигают политические партии. Во-вторых, на выборах наших советов теперь не будет одномандатных округов, и советы полностью будут формироваться по партийным спискам.
Практически система на примере выборов в Одесский горсовет теперь будет выглядеть следующим образом. Сейчас наш город разделён на 64 избирательных округа (по количеству мест в горсовете). Каждая из партий, которая приняла решение участвовать в выборах, формирует избирательные списки, в которые будут включены максимум по 65 кандидатов, из которых 64 распределяются по территориальным избирательным округам (один кандидат на округ), а один кандидат возглавит список без закрепления за округом.
http://s6.uploads.ru/t/lmHYv.png

Таким образом, на предстоящих выборах мы будем отдавать свои голоса за политические партии, которые на каждом из округов будут представлены конкретным кандидатом.

В бюллетене для голосования в местный совет будет указан список участвующих в выборах политических партий, при этом рядом с названием каждой партии в бюллетене будут указаны кандидаты в депутаты от этих партий, закрепленные за данным избирательным округом. Для того чтобы отдать свой голос, необходимо поставить пометку непосредственно в выделенном квадратом поле, не выходя за его границы.

По итогам выборов депутатские мандаты распределяются между политическими партиями, преодолевшими проходной барьер, пропорционально набранным ими голосам избирателей. Депутатами становятся включённые в избирательные списки партий кандидаты, за которых в пределах избирательного округа было отдано наибольшее количество голосов в процентном соотношении.

По описанной избирательной системе органы местного самоуправления прежде не избирались. Меняются и внутрипартийные правила игры, поскольку для того, чтобы получить депутатский мандат, недостаточно победить конкурентов на собственном избирательном округе, необходимо показать лучший результат среди коллег по партийному списку. Таким образом, если прежде номер в списке играл роль, и этот факт неизменно приводил к внутрипартийной коррупции (места в начале списка ценились дороже, и за них шла борьба), то теперь даже порядковые номера в избирательных списках отсутствуют, и на распределение мандатов влияют только результаты голосования.

Следует отметить, что изменение системы выборов сопровождается также и усилением ответственности за нарушение избирательного законодательства.Так, голосование на местных выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. Фотографирование, видеофиксация результатов волеизъявления избирателей в кабине для тайного голосования, а также демонстрация избирателем результатов волеизъявления в помещении для голосования запрещается и является нарушением тайны голосования.

За нарушение тайны голосования предусмотрена уголовная ответственность, и если избиратель, сфотографировав заполненный им бюллетень, продемонстрирует кому-либо такой снимок, его может ожидать уголовная ответственность в виде штрафа от 1700 до 5100 гривен или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет.

Недобросовестный избиратель может понести уголовную ответственность и за другие преступления. Например, получение избирательного бюллетеня лицом, не имеющим права его получать, или похищение или сокрытие избирательного бюллетеня, или голосование избирателем более одного раза - наказываются штрафом от 1700 до 5100 гривен или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.
http://s7.uploads.ru/t/vt69N.png

Граждане в своем желании немного заработать могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил ведения агитации, за распространение незаконно изготовленных агитационных материалов и т. д.

Данные нормы направлены на достижение максимальной достоверности результатов волеизъявления граждан и препятствование искажению итогов голосования.

В завершение нужно ещё раз подчеркнуть: формально на предстоящих выборах мы будем голосовать за партии, но пройдёт ли в местный совет закреплённый за округом кандидат - зависит от явки избирателей. Далеко не каждый район города и области сможет получить своего депутата в городском и областном совете.

Низкая явка избирателей в Малиновском районе города может привести к тому, что и Черемушки, и Ближние Мельницы останутся без своего представителя в городском и областном совете, если жители других районов города или области (Болграда, Сарата, Рени и т. д.) окажутся более социально активными, то именно они будут представлены в городском и областном совете своим депутатом.

Предстоящие выборы впервые станут предвыборной гонкой избирателей. Только активные граждане смогут добиться того, что их дом, квартал, район будет представлен в городском и областном совете, а значит, пожелания и нужды жителей будут учитываться при формировании бюджетных программ.

Поэтому долг каждого из нас — прийти на выборы, внимательно изучить избирательный бюллетень и отдать свой голос не только за политическую силу, но, в первую очередь, — за кандидата в депутаты, который в будущем будет работать с гражданами на своем округе и добиваться привлечения средств бюджета всех уровней на нужды своих избирателей.

Избирателям выгодно иметь своего представителя в городском и областном совете, поскольку это дает возможность развивать свой район. Не упустите свой шанс, придите на выборы!