1-й месяц
Движения малыша - беспорядочные, не целенаправленные и подчинены врожденным рефлексам.
Кулачки крохи крепко сжаты.
Он удерживает в поле зрения неподвижный предмет и фиксирует взгляд на лице, склоненном над ним.
► Пытается поднять и удержать голову, лежа на животике.
Может удерживать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.
Реагирует на звон колокольчика, погремушку - вздрагивает, начинает плакать, прислушиваясь.
Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ в конце первого месяца жизни.
ВАЖНО
На 4-8-й день у ребенка могут припухнуть грудные железки.У девочки также могут появиться слизисто-кровянистые выделения, а у мальчика - отек мошонки. Это проявления полового криза, вызванного попавшими в организм крохи материнскими гормонами.Через 10-12 дней все пройдет само собой.
2-й месяц
♦ Малыш может улыбаться в ответ на улыбку.
♦ Удерживает голову вертикально и приподнимает грудь из положения лежа на животике.
♦ Поворачивает голову из стороны в сторону.
♦ Все чаще разжимает кулачки, а в движениях рук появляется целенаправленность.
♦ Прислушивается к голосу мамы и останавливает взгляд на ярких предметах и лицах.
♦ Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами, провожает взглядом предмет (прямо перед собой).
♦ Успокаивается, когда его берут на руки.
ВАЖНО
На период бодрствования помещай малыша в манеж с подвешенными погремушками. Они должны висеть над грудью крохи на расстоянии 50 сантиметров, чтобы правильно фиксировался взгляд. Ласково общайся с малюткой, показывая игрушки. В ответ он начнет сосредоточенно разглядывать их и твое лицо, открывать ротик и шевелить губками.
3-й месяц.
Ребенок смеется вслух.
Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
♦ Начинает интересоваться частями своего тела - рассматривает ручки, захватывает ножки.
Выложенный на животик, опирается на ручки, поднимает голову, поворачивает ее из стороны в сторону и останавливает взгляд на ярких предметах.
Радостно оживляется при появлении мамы, а когда она заговаривает с ним - отвечает активным гулением. Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
Капризничает и протестует криками.
ВАЖНО
Теперь нельзя оставлять малыша одного на поверхности без бортиков - он уже поворачивается со спинки на бочок и может упасть. Детский травматизм, к сожалению, не редкость. И даже при благополучном исходе детская травма может дать о себе знать в дальнейшем. Третий месяц жизни - время закрытия малого родничка на головке крохи.
4-й месяц
Подолгу гулит, а при появлении мамы радостно размахивает ручками и бьет ножками.
♦ Улыбается своему отражению в зеркале.
♦ Переворачивается со спинки на животик, а при легком подтягивании за ручки легко присаживается.
♦ Самостоятельно отрывает от постели голову и верхний плечевой пояс из положения лежа на спинке.
♦ Лежа на животе, поднимает голову на 90°.
♦ Подолгу манипулирует игрушками. Выделяет «любимые» и «нелюбимые».
♦ Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
ВАЖНО
До 10-11 месяцев правая и левая ручки ребенка не должны отличаться по своей активности. Если замечена несимметричность в движениях - это повод обратиться с малышом к детскому неврологу.
Сажать кроху пока рано, но на руках уже можно держать его вертикально, давая хорошую опору для спинки.
5-й месяц
1 Начинает заливисто смеяться.
♦ Различает знакомых и незнакомых людей. С незнакомыми держится настороженно, а если те пытаются вступить с ним в контакт - протестует плачем.
Легко переворачивается со спинки на живот через правое и левое плечо.
♦ Кувыркается, раскачивается и сгибается.
♦ Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
♦ Произносит гласные звуки и некоторые согласные -
«б», «д», «л», «м».
4 Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
♦ Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
ВАЖНО
Разводя руки малютки, произноси нараспев «а-а», «ма-а», поглаживая его, - «мм», «о-о», притягивая к себе за ручки, слегка приподнимая, - «у-у», попеременно сгибая и разгибая ножки, - «ба-ба-ба», «та-та-та», поднимая и резко опуская обе ножки, - «ба!», «па!», «та!». Это упражнение активизирует лепет и стимулирует формирование интеллекта.
6-й месяц
♦ Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота на спинку.
♦ Пробует садиться без посторонней помощи и пытается ползти на животике.
♦ Может подолгу заниматься игрушкой, перекладывая ее из одной ручки в другую.
♦ Держит кружку за ручку, любит играть едой.
♦ Откликается на свое имя и издает самые разнообразные звуки.
♦ Долго и тщательно изучает предметы, находит взглядом те, о которых ему говорят.
♦ Произносит новые согласные - «ф», «в», «с», «з», «м», «н».
ВАЖНО
Для лучшего развития мозга нужно тренировать вестибулярный аппарат крохи. Для этого ходи с малышом по кругу, покачивая его из стороны в сторону, вперед-назад и вновь из стороны в сторону. Другое упражнение: лежа на спине, в течение 3-5 минут покачивай ребенка перед собой на вытянутых руках.
6 месяцев - время введения первого прикорма.
7-й месяц
♦ Ребенок становится более подвижным.
♦ Сам садится и сидит с прямой спинкой без поддержки, иногда упираясь руками.
♦ Ползает на животике и уверенно ходит на четвереньках.
♦ Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках.
♦ Умеет вращать кистью, удерживая что-то ручкой.
♦ Хватание становится более координированным, при участии ладоней и частично пальцев.
♦ Начинает понимать, что значит «нет» по тону маминого голоса.
♦ Призносит и поет слоги «да», «па», «ма», «та», «ба.
ВАЖНО
Для формирования правильной осанки нельзя перескакивать через этапы развития. Например, не следует поощрять попытки крохи стоять у опоры, пока он не научится садиться самостоятельно и передвигаться на четвереньках.
Чисти крохе зубки сразу же после их появления. Существуют специальные щеточки-напальч-ники и методики, с которыми познаномит стоматолог.
8-й месяц
♦ У ребенка может быть уже 4 зуба, а это значит, что его можно учить жевать пищу.
♦ Кроха встает на четвереньки и ползает.
♦ При поддержке за ручки стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
♦ Малышу нравится размахивать игрушками и бросать их (особенно если кто-то поднимает их и подает).
♦ Знает и показывает знакомые предметы.
♦ Говорит «мама» и «папа» (пока неосознанно).
♦ Все пробует на вкус.
♦ По просьбе дает ручку, делает «ладушки».
♦ Может не держаться, если стоит, облокотившись на что-либо.
ВАЖНО
Можно попробовать высаживать малыша на горшок. Делать это нужно сразу после сна (если ребенок проснулся сухим) и после каждой еды. Чтобы не вызвать у крохи неприятных ощущений, горшок не должен быть холодным, слишком большим или маленьким.И конечно, он должен быть чистым.
9-й месяц
♦ Маленькие предметы ребенок берет пальцами, а большие -двумя руками.
♦ Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
♦ Сам легко садится, сидит и ходит у опоры.
♦ Разворачивается, когда ползает.
Способен повторить до восьми звукосочетаний.
♦ Понимает короткие обиходные фразы, хорошо знает свое имя и оборачивается, если его зовут.
♦ Может найти и показать пальчиком игрушку, дать ее, если попросить.
♦ Листает картонные страницы книжки.
Умеет рвать бумагу и мять в ладошках глину.
ВАЖНО
Самое время учить ребенка кушать самостоятельно! На высоком детском стульчике посади его за стол и поставь перед ним тарелочку с пюре или густой кашей. Дай крохе в правую руку ложку, а в левую - кусочек хлеба. Будь спокойна и терпелива! Постепенно малютка научится пользоваться ложкой, и процесс еды станет для него более привлекательным.
10-й месяц
♦ Ходит, держась обеими руками.
♦ Может унести в одной руке два мелких предмета.
♦ Любит танцевать под музыку - раскачивается, кружится, притопывает и подпевает.
♦ Встает на ножки и тянется к заинтересовавшему его предмету. Садится из положения стоя.
♦ Любит помещать предметы один в другой, игры с водой.
♦ Боится незнакомых мест.
♦ Начинает отдавать предпочтение одной руке и одной стороне тела.
♦ Любит подражать жестам, звукам и выражениям лиц знакомых взрослых.
ВАЖНО
В зоне досягаемости ребенка не должно быть мебели с острыми углами - это опасно. Все шкафчики заранее запри, лишь один можно оставить специально для своего непоседы -уж очень любят детки проверять их содержимое!
В это время у крохи возможно появление проблем со сном из-за желания двигаться.
11-й месяц
♦ Осознанно произносит первые слова: «папа», «мама», «баба»... Знает значение слов «да», «нет», «горячо», «нельзя».
♦ По просьбе взрослого делает «ладушки», «сороку-воро-ну», любит играть в прятки.
♦ Может пить из чашки без посторонней помощи.
♦ Аккуратно поднимает с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
♦ Способен научиться нанизывать колечки на пирамидку, строить башенку из кубиков, открывать и закрывать коробку, класть в нее и доставать предметы.
♦ Ходит, держась за мебель.
ВАЖНО
Любые потрясения глубоко ранят детскую психику. Нельзя ставить кроху в угол, делать (даже в шутку) угрожающие жесты и тем более шлепать. Малыш быстрее заговорит, если ты, прежде чем выполнить его просьбу, предложишь ему сказать «дай». Продолжай с соответствующими эмоциями сопровождать свои действия простыми словами.
12-й месяц
♦ Кроха произносит 10-15 слов (облегченных и имитирующих другие слова). Понимает почти все из того, что ему говорят.
♦ Самостоятельно стоит и ходит.
♦ Встает из положения сидя на корточках.
♦ Знает, как пользоваться некоторыми предметами (например, телефоном, молотком).
♦ Берет предмет в рот или под мышку, чтобы высвободить руку и взять что-то еще.
♦ Начинает проявлять чувство юмора.
♦ Откусывает, жует твердую пищу. Пользуется ложкой и чашкой.
♦ Проявляет привязанность к родителям и любимым игрушкам.
ВАЖНО
Значительное отставание или быстрое увеличение окружности головы - сигнал заболевания. Также внимательно присмотрись, как кроха ставит ножки при ходьбе. Если не наступает на пятку или подволакивает ножку -стоит обратиться к неврологу и ортопеду.
Время закрытия у крохи большого родничка -12-18 месяцев.
Материал http://odessaforum.in.ua/