Интерес к буквам у всех деток проявляется в разном возрасте, но чаще — начиная с 4 лет. Обучая алфавиту, важно объяснить, что каждая буква обозначает определенный звук. Научите ребенка слышать и различать звуки (в начале, в середине и в конце слова). В русском алфавите 33 буквы, а звуков намного больше — 42. Вот несколько вариантов изучения алфавита. Традиционный
Изучаем алфавит с помощью стихотворения Б. Заходера «Песенка-азбука»:Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы, На одной живут странице,
А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже.
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья! Пять сестренок опоздали —
Заигрались в прятки. А теперь все буквы встали
В азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком. Ассоциативный
Для каждой буквы придумывается образ (например, букву «А» превратите в хищную акулу, пририсовав к ней туловище, зубы и хвост).
Пантомима
Изображайте буквы своим телом, вовлекайте ребенка в эту игру. Телесная память поможет запомнить буквы.
Иллюстрация
Заведите специальный альбом для того, чтобы вклеивать в него картинки под каждую букву.
Компьютерный
Компьютерный рынок настолько широк, что предлагает нам обилие различных игр на запоминание символов и названий букв. Но не стоит сильно увлекаться, чтобы глазки не утомлялись.
Электронный
Электронная азбука позволяет развить у ребенка память на определенные символы, однако не дает возможности к развитию в целом, так как слова на буквы остаются всегда одни и те же.
Методический
Существует много различных методик изучения букв, я остановлюсь на методе итальянского психолога Марии Монтессори.
Прежде всего с ребенком изучают звуки: надо уметь произносить этот звук, находить в словах и уметь называть слова на данный звук. Для этого в среде Монтессори-пространства есть специальный звуковой комод: в нем лежат различные фигурки, на которых отрабатываются звуки, что делает изучение звуков намного увлекательнее и веселее.
После того как ребенок овладел звуком, его знакомят с символом звука — буквой. Детям предлагается в игровой форме запомнить буквы на ощупь, а потом написать изучаемую букву пальцами на манке. И уже только после того, как ребенок освоит письмо буквы на манке, ему предлагается взять карандаш и запечатлеть звук на бумаге. Изучаемую букву ребенок выбирает сам.
Многие родители спешат обучить ребенка чтению с 2-3 лет. Выбор часто остается за родителем, а хотелось бы, чтобы за ребенком!
Учим буквы с малышом:
1. Начни с первой буквы имени малыша — он запомнит быстро и с удовольствием. Покажи ее на картинке. Она должна быть без рисунков, четко напечатана.
2. Для закрепления слепите эту букву из пластилина или из теста (ее можно потом выпечь и съесть).
3. Предложи ребенку в небольшом тексте обвести карандашом уже знакомую букву. Придумайте слова, которые начинаются с этой буквы.
«Хочу рассказать об игровом методе обучения детей в возрасте около двух лет ПРЕДчтению, рисованию и правильному произношению слов. Он также помогает подготовить руку к письму, да и просто весело провести время со своим малышом.
Мыс дочерью часто практикуем этот метод, рисуя летом на асфальте, а в ненастную погоду — в альбоме для рисования. Например, малышка хорошо произносит одно- и двухсложные слова, но некоторые — с трудом. Я рисую в альбоме муху и подписываю «муха», прошу повторить ответ на вопрос: «Кто это?» — «Му-ха». После двух повторений отлично произносим слово. Трудно давалось слово «самолет», а так хотелось спеть песенку о нем, ведь они кружили все лето над головой! Вместе рисуем самолет, пишем под ним по слогам и произносим: «Са-мо-лет». Повторно произносим слово по слогам, подчеркивая дугой каждый слог, пока не добьемся результата. Потом прошу дочь назвать это слово, а сама подчеркиваю произносимые слоги, подхватывая, если она запнется. Главное, чтобы обучение было не в тягость, а в радость, для этого за любой успех хвалю.
Когда малышка в очередной раз выходит во двор, она сама называетто, что нарисовано, а если написаны слова без рисунков(названия всех членов семьи), то чаще всего находит нужные слова («баба», «Маша») в наборе слов.
Я не случайно выделила приставку в слове «ПРЕДчтение» в начале письма. Дело в том, что чтением целых слов в нашем возрасте (доченьке 2 года) этот метод пока назвать нельзя.
Результат нахождения и прочтения нужного слова в массиве других оправдывается произвольным развитием зрительной и слуховой памяти. Точнее, слуховой образ слова ассоциируется с его зрительным образом — картинкой-словом, ведь внутреннее проговари-вание является основой чтения, а затем и письма».
«Важный этап на пути к чтению — изучение букв»
«Сейчас почти каждая мамочка занимается развитием своего малыша с раннего возраста.
1. Купили говорящий плакат-азбуку, также у нас есть несколько книг с озвученным алфавитом (они у нас в фаворитах).
2. Делаю много разных игр-пособий. К примеру, лото: к простым словам нужно подобрать буквы (я в этот момент озвучиваю их); оклеиваю кубики со всех сторон буквами, по очереди бросаем, озвучиваем выпавшую букву.
3. Пишем буквы во время рисования в альбоме или на доске. Если рисуем что-то конкретное, я обязательно пишу под рисунком название.
4. Используем магнитный алфавит. Буквы на магнитах прикрепляем к холодильнику (их я тоже постоянно меняю).
5. Приобретаю много красочных азбук в стихах и с различными яркими картинками.
Не бойтесь начинать рано, главное правило — все преподносить в виде игры».
Теперь пришло время сделать следующий шаг и перейти от изучения букв к составлению слогов. Назови слово по звукам: «д-о-м», а ребенок пусть назовет слово целиком: «дом». Начни с простых слов из трех букв, постепенно переходи к четырем и более сложным.
Начни со слов, близких 2-3-летнему карапузу: «ау» и «уа». Напиши их на одинаковых по размеру и цвету карточках: на одной — «А У», на другой — «У А». Средним пальчиком левой руки малыша коснись буквы А и пропой ее вместе с ребенком. Затем указательным нажми на У, и пойте: «У-у-у». Как будто играете на пианино. Старайтесь не делать пауз между А и У. Закрепляя результат, читайте быстрее: «А-а-у-у».