- Валерий Павлович, так какой же будет Одесса глазами молодых архитекторов?
- Знаете, достоинство наших дипломных проектов в том, что у нас всегда разрабатывается одесская тематика. Это центры парусного спорта, музеи моря, музеи флота, кино. Мы связываемся с городским управлением архитектуры, изучаем подоснову. Учитываем условия застройки, которые намечаются по Генплану. Мне действительно всегда очень интересно и здорово замечать, как смотрят будущие архитекторы на наш город. И надо сказать, что в первую очередь они любят свой город, бережно относятся к историческому центру. Мне бы хотелось, чтобы он сохранился. И если эти дипломные работы реализовать, то выйдет гораздо лучше, чем мы видим на градостроительных советах,и гораздо лучше того, что мы видим сейчас в реалиях города, я бы восстановил те здан- ия, которых уже нет. Сейчас Одессе абсолютно нечем похвастаться Да, они не будут памятниками архитектуры, в новой застройке.
— Неужели нет в городе талантливых действующих специалистов?
—Есть. Причина в том, что мы долгие годы не можем найти единства между заказчиком, архитектором и строителем. Вот раньше на зданиях писали: это здание проектировал такой-то, а сейчас стыдно вешать свои имена. Когда-то, когда богатые люди хотели что-то построить, то им предлагали: пожалуйста, можно построить на Приморском бульваре! Но при этом есть архитектурные требования, которые обязательны к исполнению.
— Нет денег? — Строй в другом месте! — Еще меньше? — Строй на Молдаванке, но требования надо соблюдать. Вот тогда была ансамблевая застройка. И главными были архитекторы. А сейчас мы застраиваем Греческую площадь, Тираспольскую, площадь
10 Апреля. И ни в одной нет Генерального плана. Вся проблема в том, что архитектурная наука в городе не привлекается. А надо жить не сегодняшним днем, а вести долгосрочное прогнозирование.
— А работы ваших студентов так и идут в стол? Или город привлекает таланты?
— На днях у меня был разговор с главным архитектором города Борисом Бровиным. Он мне говорит: «Надо серьёзно заняться Греческой площадью, нам нужны интересные идеи. Можно, мы объявим конкурс, чтобы студенты приняли участие?». И это, кстати, не первый случай! Когда был объявлен конкурс по реконструкции Дюковского парка, наши ребята заняли первое и второе места. И только третье — специалисты. И надо заметить, что впервые за много лет был назначен гонорар 50 тысяч, и его таки получили! Потому что со многими, кто участвовал в конкурсах по одесской тематике, город не рассчитывался.
—А если дать вам волю, каким был бы город?
— Одесса — это симфония! Это музыка. Если будет неправильно взята нота, то все теряется. Здесь нужно, чтобы любили город. Чтобы во главе идеи и решения вопросов стояли не просто инвесторы и деньги, а стояла идея сохранения нашего города.
Когда-то в Доме книги была экспозиция в открытках: «Одесса, которую мы потеряли». Сегодня мы можем выставить экспозицию: «Одесса, которую мы можем потерять». Да, город будет развиваться, потому что мы никуда не денемся, ведь будет увеличиваться население, если будет все нормально. Но нужно сохранить то, что мы имеем, и развивать в том направлении, которое не будет портить Одессу! Вот, пожалуйста, новые районы - бывшие промышленные территории - там стройте высотные здания! На полях фильтрации, на Жеваховой горе. Там —это уместно и преемлемо. А какие здания сегодня не вписываются в одесскую симфонию?
— Вот недавно рядом с еврейским культурным центром на Тираспольской площади появилось большое здание. Почему оно должно быть таких размеров? Почему таких параметров? Кто это определил? То же здание облсовета - убогое!Или на Екатерининской - там, где телефонная связь. На спуске Кангуна построили новый жилой дом - абсолютная безвкусица.
Такой китч! Налепили там элементы арабской архитектуры.
К чему? А здание «Гефест» на Греческой площади? В Аркадии ,появляются эти монстры здания, неинтересные по архитектуре. Это хаотично и безвкусно. Просто -Шанхай!
- Но ведь эти здания проходят градсовет?
- Не все здания... Например, мы на град-совете рассматривали реконструкцию «Большой Московской». Там должна была быть достроена мансарда, в реальности появился этаж, плюс мансарда, плюс еще что-то торчит. Появился новый масштаб. А как только появляется сооружение более крупного размера, все остальное кажется инородным. А сегодня беда опять же — в коммерции. Для рентабельности выстраивают «свечки», по периметру делают окна, и к таким домам уже ничего не пристроишь! Я хочу, чтобы Одесса была современным городом, не потеряв свое прекрасное прошлое.
- Вы говорили о том, что Одесса -симфония. Не превращается ли она из-за новых зданий в такую себе какофонию. — Еще нет, но есть большая опасность. И если бы не было защитников Одессы, все было бы гораздо хуже. И еще хорошо, что власть у нас остерегается общественного мнения и немного прислушивается к профессионалам.
— А какой район больше всего вам не нравится?
- Может, потому, что я коренной одессит, родился на Молдаванке и живу в центре, я бы никогда не жил ни в одном новом районе.
Вы уже сказали, что вам больше всего в городе не нравится, а вот чем восхищаетесь больше всего?
- После Оперного театра? Филармония, дом Руссова, который, к сожалению, сгорел. Но самое любимое место — это если вот вы идете по Пушкинской,доходитедоЛасточкина и там остановитесь. Вот это панорама: слева—Оперный, прямо—горисполком, справа - Археологический музей, а ниже Дворец Гагарина, там же Музей морского флота. Это самая красивая точка города.