Каждому значительному художнику дано сказать свое слово, никем лучше не сказанное и неповторимое. В этом смысле художественное наследие Аполлинария Михайловича Васнецова представляет редчайшее явление.

К. Ф. Юон
Аполлинарий Михайлович Васнецов относится к плеяде интереснейших русских художников конца XIX — начала XX века. Младший Васнецов —так называли Аполлинария, в отличие от его старшего брата, художника Виктора Михайловича Васнецова, автора картин на темы русской истории, былин, сказок.

А. М. Васнецов вошел в историю русского искусства как пейзажист эпического плана «с его ярко подчеркнутой любовью к необыденному, к величественному, к природе, насыщенной преданиями и былинами, с признаками человеческой борьбы и труда, как писал К. Ф. Юон.

Широкую известность принесло художнику и другое направление его творчества — произведения на исторические темы. В статье к каталогу своей выставки (1929), посвященной пятидесятилетию художественной деятельности, А. М. Васнецов указывает, что за долгую творческую жизнь он написал около тысячи этюдов, триста пятьдесят картин, из которых сто двадцать пять посвящены истории Москвы и другим древним городам. С научной достоверностью воссоздавал он на своих полотнах архитектурный облик древних русских городов. Эти картины остаются непревзойденными в русском изобразительном искусстве.

Родился А. М. Васнецов 6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Любовь к рисованию проявилась у него с детства. Отец будущих художников, Михаил Васильевич, был одаренным и разносторонним человеком. Он интересовался естественными науками, астрономией, хорошо рисовал. «Любовь к природе.. . была воспитана во мне отцом... любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу,— писал в автобиографии А. М. Васнецов.

Тринадцати лет Аполлинарий осиротел. Все заботы по воспитанию младшего брата легли на плечи Виктора, который был на восемь лет старше и по существу являлся первым его учителем. Перед отъездом в Петербург в Академию художеств брат поручил Аполлинария заботам художника Э. Андриолли, отбывавшего ссылку в Вятке после польского восстания 1863 года.'Общение с Андриолли и с членами народнического кружка сказалось на формировании демократического мировоззрения Васнецова.

Переехав в 1878 году в Москву к брату, он полностью посвятил себя искусству. Общение с талантливыми художниками повлияло на развитие творческого пути младшего Васнецова. Особенно сказалось воздействие В. Д. Поленова, под влиянием которого живопись Аполлинария Васнецова становится ярче, красочнее, солнечнее. Важны для молодого художника были и поездки в Петербург к И. Е. Репину, уделявшему много внимания совершенствованию живописного мастерства одаренного юноши.

Как экспонент Товарищества передвижных художественных выставок Аполлинарий Васнецов впервые выступил в 1883 году. Тогда же П. М. Третьяков приобрел у него для своей галереи пейзаж «Серый денек». Это было большой победой художника. В 1888 году А. М. Васнецова приняли в члены Товарищества, и на выставках передвижников стали систематически появляться его работы.

А. М. Васнецов начал деятельность как автор эпических пейзажей. Особенно ему была близка природа Урала, Сибири. Картины А. М. Васнецова, посвященные бескрайним величественным просторам России, теперь украшают коллекции многих музеев Советского Союза. Оценивая его творчество, М. В. Нестеров писал: «Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафты моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги...» Сам художник вспоминал: «Воспитывали меня как художника-пейзажиста, главным образом, мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей». Не случайно картины «Родина» (1886), «Тайга на Урале». Синяя гора (1891), «Кама» (1895), «Северный край. Сибирская река» (1899), «Озеро» (1902) являются ценным вкладом в русскую пейзажную живопись и вершиной творчества А. М. Васнецова.

Пора зрелости и расцвета таланта художника —1890—1900-е годы. В этот период его избирают действительным членом Академии художеств и приглашают руководить пейзажным классом московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В училище А. М. Васнецов проработал около двадцати лет. У него учились П. Д. Корин, С. В. Герасимов, В. В. Мешков, Б. Н. Яковлев, ставшие известными советскими художниками.
Чуткий ко всему новому, А. М. Васнецов был в числе тех, кто искал новые пути в искусстве. Он экспонировал свои картины на первых выставках «Мира искусства», был одним из руководителей объединения «36 художников» (1901—1902). «Союза русских художников» (1903-1923), впоследствии стал членом Оъединения художников-реалистов.

Приверженность к науке побудила А. М. Васнецова участвовать в работе Комиссии по сохранению древних памятников, Московского археологического общества, Комиссии по изучению старой Москвы.

В последнее десятилетие XIX века А. М. Васнецов начинает писать картины, рассказывающие о прошлом Москвы. Толчком к этому послужили работа над иллюстрациями к юбилейному (1891) изданию «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и предложение С. И. Мамонтова написать декорации ^музыкальной драме М. П. Мусоргского «Хованщина» (1897). В эскизах декораций художник стремился наиболее точно передать особенности XVII века. Дальнейшее свое творчество А. М. Васнецов связывает именно с историей Москвы. Он тщательно изучает материалы истории и археологии, летописи, планы, обращается описаниям путешественников. Так появляются исторически достоверные и обладающие несомненными художественными достоинствами картины «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Гонцы. Ранним утром в Кремле» (1913) и другие.

Для создания некоторых исторических полотен А. М. Васнецов применяет совершенно оригинальную технику (фиксированный уголь с акварелью), позволяющую наиболее четко воспроизводить различные архитектурные детали.

Помимо эпических пейзажей и картин, посвященных старой Москве, у А. М. Васнецова есть произведения философско-романтического характера — «Элегия» (1893), «Отзвуки минувшего» (1901). Такова и его последняя картина «Шум старого парка» (1926). Этим произведением, исполненным в год семидесятилетия, художник как бы подводит итог жизненного пути. Для А. М. Васнецова картина «Шум старого парка» была дорога еще и потому, что в ней он пытался передать тяжесть своего горя — в 1926 году умер его брат и друг В. М. Васнецов.

На переднем плане художник изобразил старика, сидящего в глубоком раздумье. Под налетевшим порывом ветра шумит листва деревьев старинного парка, подернулась рябью темная вода пруда. Последний луч заходящего солнца золотит верхушки деревьев. Наступают сумерки, во всем грусть уходящей жизни... Но жизнь продолжается, ярко освещены окна дома, откуда как бы слышатся молодые голоса, льются звуки музыки. Картина эта связана и с воспоминаниями о парках старинных подмосковных усадеб—Абрамцево, Демьяново, Узкое и других. В имении Демьяново, принадлежавшем В. И. Танееву, брату композитора С. И. Танеева, А. М. Васнецов работал каждое лето с 1903 по 1917 год.

В квартире, где прожил последние тридцать лет Аполлинарий Михайлович Васнецов, создан его мемориальный музей (Фурманный пер., 6). Экспозиция музея показывает творческий путь мастера от детских рисунков до последних произведений.

Умер А. М. Васнецов 23 января 1933 года. На его могиле, на надгробии начертаны слова: Художнику, Историку, Мыслителю.
Е. К. Васнецова

Every artist of significance has his own statement to make, one never made before and never to be repeated. In this respect the artistic legacy of Apollinari Vasnetsov is a unique phenomenon,

K. Yuon
Apollinari Vasnetsov belongs to that illustrious galaxy of Russian artists who were active at the end of the nineteenth and the beginning of the twentieth century. Vasnetsov the Younger — this is what they called him, to distinguish him from his elder brother Victor Vasnetsov, a well-known painter of subjects from Russian history, epics and fairy-tales.

Apollinari Vasnetsov has established himself in the history of Russian art as an epic landscape artist "... with ajclearly marked love for the uncommon, the majestic, for nature permeated with epics and legends and suggestive of human struggle and toil,” in the words of K. Yuon. The artist also won wide recognition for his history paintings, which represent another facet of his creative activities. In his article written for the catalogue of the exhibition marking the fiftieth anniversary of his work (1929), Vasnetsov mentioned that in the course of his long career he had painted about one thousand studies and three hundred and fifty pictures, of which one hundred and twenty-five were dedicated to the history of Moscow and other ancient Russian cities. These pictures are notable for the scientifically authentic reproduction of the architectural scene and in this Srespect remain unparalleled in Russian art.

Apollinari Vasnetsov was born on August 6, 1856, in the village of Riabovo, Viatka province, into the family of a priest. The future artist’s father, a gifted and many-sided man, was interested in the natural sciences and astronomy and had a good hand at drawing. “Love of nature... was fostered in me by my father... and it is this love that fostered my love of landscape painting, and for this I am indebted to my father,” wrote Vasnetsov in his autobiography.

Apollinari was orphaned at the age of thirteen. The task of his upbringing now fell to his brother Victor, eight years his senior, who in fact became his first teacher. Before leaving for Petersburg to study at the Academy of Arts, Victor entrusted his brother to the care of Elviro Andriolli, who was serving out his term of exile in Viatka for his participation in the Polish Revolt of 1863. Andriolli was a professional artist and a man of progressive views. The contacts with him and with members of a local Populist circle had their effect on'the formation of Vasnetsov's democratic world outlook.

On moving to Moscow in 1878 to join his brother, he devoted himself to art. Intercourse with talented artists left its imprint on Apollinari Vasnetsov’s creative development. Under the influence of V. Polenov Vasnetsov’s palette became lighter and more colourful. Also important for the young artist were his visits to Petersburg, to Repin, who did much to further the development of the painterly skill of the gifted young man.

Apollinari Vasnetsov began showing his works with the Society for Circulating Art Exhibitions (the itinerants) in 1883. it was also at this time that Pavel Tretyakov purchased a landscape by him, Greyish Day, for his gallery. This was a great triumph for the young artist. In 1888 Vasnetsov joined the Society and his works began to appear regularly at the exhibitions of the Itinerants.

Vasnetsov started his creative career as the author of epic landscapes, with an emphatic predilection for the scenery of the Urals and Siberia. Today his pictures devoted to the majestic boundless expanses of Russia grace the collections of a number of Sdviet museums. Evaluating the work of Apollinari Vasnetsov, the artist Mikhail Nesterov wrote: “Apollinari was a poet and romantic; no one has more vividly depicted the landscape of my native land, the swift rivers of the Urals, the Siberian forests...” And Vasnetsov himself once said: “I received my training as a landscape artist chiefly in my travels at home and abroad.” It is no mere chance that his landscapes Native Land (1886), Taiga in the Urals. The Blue Mountain (1891), The Kama (1895), Northern Land. A Siberian River (1899), Lake (1902) represent the artist's most significant contribution to Russian painting and mark the summit of his work.

The 1890s and 1900s were the years of the artist’s maturity and the blossoming of his talent. In this period he was elected to the Academy of Arts and invited to conduct a landscape course at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture, where he worked for about twenty years.
Among his students were P. Korin, S. Gerasimov, V. Meshkov and B. Yakovlev, who were later to become famous Soviet artists.

Sensitive to all that was new, Vasnetsov was among those who sought out new paths in art. He took part in the first exhibitions of the World of Art group, was one of the leading figures in the Association of Thirty-six Artists (1901—2) and in the Union of Russian Artists (1903—23), and was a member of the Association of Realist Artists.

Vasnetsov’s all-absorbing interest in Russia’s past led him to participate in the Commission for the Preservation of Ancient Monuments, the Moscow Archaeological Society and the Commission for the Study of Old Moscow.

In the last decade of the nineteenth century Apollinari Vasnetsov began to paint canvases on historical subjects, in particular pictures re-creating the past of Moscow. The initial impetus to this endeavour was given by his work on the illustrations for the jubilee edition of Mikhail Lermontov’s Song of the Merchant Kalashnikov (1891) and also by Mamontov’s suggestion that he paint the йёсог for the musical drama Khovanshchlna by Moussorgsky (1897). In his sketches for the d£cor the artist str’ove to convey as accurately as possible the peculiar atmosphere of the seventeenth century. Thereafter Apollinari Vasnetsov’s work was bound up with the history of Moscow. He carefully studied historical and archaeological materials, chronicles, plans and descriptions left by travellers to Muscovy. This resulted in such works as A Street in Kital-gorod. Early Seventeenth Century (1900) and Messengers. Morning in the Kremlin (1913), distinguished for their historical veracity and high artistic merits.

Vasnetsov’s history pictures re-creating the distant past of Moscow were usually painted in oils, but he also made use of a totally original medium, charcoal mixed with water-colours, which allowed for the accurate reproduction of architectural details. Pieces executed in this manner produce the impression of pastels.

Besides epic landscapes and paintings depicting old Moscow, Apollinari Vasnetsov created a number of works imbued with a philosophic and romantic spirit: Elegy (1893), Echoes of the Past (1901), etc. A case in point is also his last major picture Noise of an Old Park (1926). This work, painted by the artist in his seventieth year, appears to sum up his artistic activities. This picture held a special significance for the artist, because he had attempted to express in it the pain of his grief at the death of his brother and friend, Victor.

Depicted in the foreground is an old man steeped in meditation. A gust of wind rustles the leaves and troubles the dark waters of the pond. The last ray of the setting sun gilds the crowns of the trees. Twilight approaches, bringing forth the sorrow of the ebbing of life... But life goes on: through the brightly-lit windows of the house one can almost -hear the sounds of young voices and of music. The picture evokes memories of the parks on the ancient estates of Abramtsevo, Demyanovo and Uzkoye in the environs of Moscow. At Demyanovo, the property of Vladimir Taneyev, brother of the composer Sergei Taneyev, Vasnetsov worked each summer between 1903 and 1917.

The apartment in Moscow where Apollinari Vasnetsov lived his last thirty years (No. 6, Furmanny Lane) has been turned Into a memojjal museum. The museum’s exhibition illustrates the creative path of the artist, from childhood drawings to his last works. Apollinari Vasnetsov died on January 23, 1933. On his tombstone the following words are engraved: “To the Artist, Historian, Thinker”.
E. Vasnetsov.

http://uploads.ru/t/K/0/A/K0ASi.png
СТАРАЯ МОСКВА. КНИЖНЫЕ ЛАВОЧКИ НА СПАССКОМ МОСТУ В XVII ВЕКЕ

http://uploads.ru/t/W/F/t/WFtrP.png
МОСКВА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. БАШНИ.
http://uploads.ru/t/Y/j/o/Yjo43.png
СЕВЕРНЫЙ КРАЙ. СИБИРСКАЯ РЕКА
http://uploads.ru/t/G/n/z/GnzH4.png
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ
http://uploads.ru/t/G/e/L/GeLqf.png
ОЗЕРО В ГОРНОЙ БАШКИРИИ
http://uploads.ru/t/a/0/t/a0tru.png
ГОНЦЫ. РАННИМ УТРОМ В КРЕМЛЕ. НАЧАЛО XVII ВЕКА
http://uploads.ru/t/n/C/G/nCGDU.png
СТАРАЯ МОСКВА. СПАССКИЕ ВОДЯНЫЕ ВОРОТА КИТАЙ-ГОРОДА
http://uploads.ru/t/E/X/q/EXqHB.png
СТАРАЯ МОСКВА. СЕМИВЕРХАЯ УГЛОВАЯ БАШНЯ БЕЛОГО ГОРОДА. КОНЕЦ XVI ВЕКА
http://uploads.ru/t/K/1/F/K1FVj.png
СТАРАЯ МОСКВА. ПЛОЩАДЬ ИВАНА ВЕЛИКОГО В КРЕМЛЕ
http://uploads.ru/t/8/2/f/82fBo.png
СКОМОРОХИ
http://uploads.ru/t/X/d/k/XdkhP.png
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПРИ ИВАНЕ КАЛИТЕ
http://uploads.ru/t/i/8/T/i8TkS.png
ШУМ СТАРОГО ПАРКА
http://uploads.ru/t/q/m/s/qmsfc.png
ОЗЕРО
http://uploads.ru/t/Y/B/L/YBLfq.png
СТАРАЯ МОСКВА. НА КРЕСТЦЕ В КИТАЙ-ГОРОДЕ
http://uploads.ru/t/r/t/2/rt2pw.png
СТАРАЯ МОСКВА. МЕДВЕДЧИКИ
http://uploads.ru/t/c/3/b/c3bVF.png
СТАРАЯ МОСКВА. УЛИЦА В КИТАЙ-ГОРОДЕ. НАЧАЛО XVII ВЕКА

Отредактировано gosha (Пн 05:29)