http://s1.uploads.ru/t/HSMiv.png

«В «Белом солнце пустыни» я должен был играть Петруху»

Каждый, кто обожает фильм «Доживем до понедельника», помнит двоечника Сыромятникова. А сыграл его Юрий Чернов, сегодня народный артист России. В эту картину Чернова взяли, не думая, хотя тогда он был всего лишь студентом циркового училища, то есть без актерского образования.

Чернов - и актер, и певец, и музыкант, и эквилибрист, и жонглер, и фокусник. Он играет на гармони, балалайке, трубе и кларнете. В Одессе во время гастролей его родного московского театра «Школа современной пьесы» Чернов одновременно играл на гитаре и губной гармошке. Но его «фишка» не в умениях, которые дали циркачи, и даже не в таланте, который искрился с детства. Во-первых, Чернов делает все по-своему, с особым почерком - характерным, комичным. Во-вторых, у него невероятная солнечная энергетика, которой хочется заряжаться как со сцены, так и при общении. Наверно, поэтому режиссеры рады его появлению уже в эпизодах. К слову, балалайщик в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» - это Чернов.

Все это подтвердил Юрий Николаевич ответом на вопрос «На сцене и в жизни — вы два разных человека?»: «Один продолжает другого».

- Юрий Николаевич, ваш дебют в кино состоялся в фильме «Доживем до понедельника». Что запомнилось со съемок?

— Прежде всего великий режиссер Станислав Ростоцкий — крестный отец в моей профессии. Он — это целая планета. Таких режиссеров мало! Все его картины «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», «И на камнях растут деревья», «Дело было в Пенькове» — это классика. В фильме «Доживем до понедельника» был прекрасный актерский ансамбль: Вячеслав Тихонов, Нина Меньшикова, молодые Ольга Остроумова, Игорь Старыгин. «Журавлик в небе» (рабочее название) снимали в одной из московских школ. Запомнилось, как в одном из эпизодов я говорил три слова по-английски «Ту рид райд роуд». Как мне было нелегко выучить эти слова! В школе я учил немецкий. А еще мы поменяли слова в эпизоде. По сценарию у Вячеслава Тихонова была фраза «Поставишь ему единицу, и из него вырастет Олег Попов». Мы попросили режиссера, чтобы Попова заменили на Никулина. Кстати, моя дочка училась на одном курсе с внуком Юрия Владимировича — Юриком Никулиным.

— После этой звездной роли ваша жизнь полностью поменялась?

— Да, стали узнавать на улице, приглашать на каждый День знаний меня и Старыгина — на встречи с выпускниками, студентами, абитуриентами. Его как отличника, а меня как двоечника. Мы с ним даже шутили, что до конца дней, даже старенькими и немощными будем поздравлять ребят. Теперь уже Игоря нет, к сожалению... И Тихонова.

— С другими актерами из этого фильма дружите с тех пор?

— Я общаюсь с Ириной Пе-черниковой, которая играла учительницу английского языка, был знаком с ее мужем — актером Александром Соловьевым, позже он погиб. Встречался и с Валерием Зубаревым (играл парня, который сжег школьные сочинения).

— Как-то он мало был заметен в кино потом.

— Он не сделал кинокарьеру: ему это неинтересно. Он пошел по торговой линии.

— Кроме Ростоцкого, какой режиссер вас потряс?

- Сергей Юткевич. Я снимался в его картине «Маяковский смеется», которая была сделана по пьесе Маяковского «Клоп», но она осталась незамеченной. Материал уникальный: использовались хроника и объемная мультипликация.  Я играл Присыпкина. Юткевич собрал тоже сильную команду: Алексей Яковлевич Каплер, ведущий «Кинопанорамы», Леонид Сергеевич Броневой, Ия Саввина, Галина Борисовна Волчек, Михаил Андреевич Глузский. Я благодаря этой картине познакомился с дочерью Владимира Маяковского, которая приезжала из Америки. И меня как одного из главных исполнителей в фильме пригласили на встречу с ней.

— В Одессе на творческом вечере театра вы исполняли песни великого одессита Утесова. Были с ним знакомы?

— Я с большим удовольствием пою песни Утесова на концертах или на авторских вечерах. Это классика, и не понимаю, как молодежь не знает слова из его самых популярных песен. Встреча с Утесовым была единожды. Я работал в Театре миниатюр, который тогда располагался в саду «Эрмитаж». Рядом жил Леонид Утесов. В один из дней накануне Дня Победы он прогуливался по саду. У нас была репетиция, и во время перерыва я и увидел старенького Леонида Осиповича. Я попросил у него разрешения взять автограф. Для этого я сбегал сначала домой на Петровку (это недалеко) за пластинкой с утесовской песней. И он мне на пластинке оставил автограф. Потом часто его видел гуляющим в саду «Эрмитаж».

— Вы так хорошо поете. Не задумывались об эстраде?

— Ну я же закончил эстрадно-цирковое училище. Я вырос на песнях Руслановой, Утесова, Бернеса, Шульженко, Вертинского. Очень ценю певца-эмигранта Алешу Дмитриевича. Однажды мы были на гастролях в Париже и познакомились с женщиной, которая с ним работала в ресторане. Сама она киевлянка, поет красиво. На следующий день она мне подарила пластинку, которую Дмитриевич выпустил с Юлом Бриннером.

Одно время у меня был свой коллектив эстрады. Мы даже в Америке, Финляндии были на гастролях. Была очень хорошая передача «Кантри клуб», где Гриша Гладков, композитор, Анатолий Обухов и я вели эту передачу, рассказывали о музыке кантри.

- Слышала, вы диск записали.

— Это сборник, записанный с группой «Хорус». Поют Сережа Шакуров, Светлана Тома, Лариса Голубкина, Наташа Варлей, Леонид Серебреников, много других актеров. Потом с этими актерами мы дали благотворительный концерт в цирке, и все деньги отдали на памятник Юрию Никулину, который находится напротив цирка на Цветном бульваре в Москве.
—Вы ловко играете на разных народных инструментах. Читала, вы даже обучаете игре?

— Я преподавал в институте народных инструментов. Сейчас не преподаю, хотя в интернете пишут обратное. Там есть еще две грубые неточности: я — заслуженный деятель искусств и что я снимался в каком-то фильме, хотя не было такого.

— Это - «Белое солнце пустыни».

— Нет, мне приписали еще какой-то фильм. А в «Белом солнце пустыни» я должен был играть Петруху, но отказался, так как был тогда еще студентом училища.

— Побоялись?

— Тогда же нельзя было студентам сниматься, могли отчислить! В картине «Доживем до понедельника» я снимался тайком, во время каникул.

— А почему вы поступили в цирковое училище, а не в театральное?

— Я сам из Куйбышева. Занимался на студии телевидения, в драмтеатре .В Москве разбросал свои документы по всем театральным вузам. Так получилось, что я подыгрывал одному мальчику на гитаре, который поступал в цирковое училище. И мне тоже предложили принести документы. А закончил режиссерский факультет ГИТИСа уже будучи актером Театра миниатюр, где играли Рома Карцев, Виктор Ильченко, Люба Полищук.

- Так вы наверняка о режиссуре уже подумываете?

- Нет такого у меня желания. Я еще не наигрался! Тоскую по классике: у нас же театр современной пьесы. Сейчас я увлечен работой над новой ролью в театре. Александр Гордон ставит спектакль по очень хорошей пьесе своего отца под рабочим названием «Снег». Это комедия характеров. Три разных человека, находясь в закрытом пространстве, никак не могут услышать друг друга и никак не могут договориться.

- К Райхельгаузу как попали?

- Любовь Полищук привела. Театр «Школа современной пьесы» только открылся. Она и Алик Филозов играли спектакль «Пришел мужчина к женщине». Марина Яковлева тоже тогда пришла.

- Большой потерей стал уход Любы Полищук...

- Хороший и добрый была она человек! Безумно талантливая! Когда мы играли в спектаклях, это было что-то феерическое!

Театр «Школа современной пьесы» только открылся. Она и Алик Филозов играли спектакль «Пришел мужчина к женщине». Марина Яковлева тоже тогда пришла.

— Большой потерей стал уход Любы Полищук...

- Хороший и добрый была она человек! Безумно талантливая! Когда мы играли в спектаклях, это было что-то феерическое!

Она пришла в Театр миниатюр, и мы вместе играли спектакли «Хроника широко объявленной смерти» по Маркесу, «Чехарда в Эрмитаже», где блистали Карцев, Ильченко и Люба. А вот в кино сниматься вместе не довелось.

- Вы занимаетесь благотворительной деятельностью. В чем она заключается?

— Я уже много лет помогаю инвалидному обществу «Филантроп». Я познакомился с президентом фонда Геннадием Аничкиным на фестивале творчества детей-инвалидов в Сочи. Глухонемые дети — уникальные танцоры, поэты. Выпустили сборник, где я, Сережа Шакуров, Наташа Варлей, Светлана Тома спели на стихи детей-инвалидов. Каждый год мы вручаем талантливым детям-инвалидам премию «Филантроп». Для них это большое событие. Об их таланте мало кто знал в Москве, а благодаря этой премии поняли, какие они мужественные и удивительные люди. Кто-то зажимает рубанок между ног, кто-то держит в зубах кисточку, лежа на кровати. Эти люди создают красоту и хотят, чтобы вокруг было красиво. Мы гордимся, что с ними общаемся, помогаем. Они дают огромную подпитку. По-другому начинаешь понимать жизненный смысл. Ведь любой может оказаться в этой ситуации. На все воля Божья. Каждому предначертана своя судьба.
Снежана ПАВЛОВА
Вечерний город.

Отредактировано gosha (Вт 04:22)