БОРЬБА ПАРТИИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЕНИНСКОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ. ПОРАЖЕНИЕ ТРОЦКИСТСКО-ЗИНОВЬЕВСКОГО АНТИПАРТИЙНОГО БЛОКА.
Подготовка наступления социализма по всему фронт.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ—ОРГАНИЗАТОР МАССОВОГО КОЛХОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ.
16 СЪЕЗД ПАРТИИ. РАЗВЕРНУТОЕ НАСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА ПО ВСЕМУ ФРОНТУ.
Борьба партии за завершение социалистической реконструкции народного хозяйства. Победа социализма в СССР (1933—1937 гг.)
Деятельность партии по упрочению социалистического общества и укреплению обороноспособности страны (1937—июнь 1941 г.)
КПСС — вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне (июнь 1941—1945 гг.)
ПАРТИЯ — ОРГАНИЗАТОР КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — ОРГАНИЗАТОР ПОБЕДОНОСНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Борьба Коммунистической партии за восстановление народного хозяйства и дальнейшее развитие социалистического общества (1946—1955 гг.)
КПСС — ОРГАНИЗАТОР БОРЬБЫ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
КПСС в период развертывания коммунистического строительства.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ 20 СЪЕЗДА КПСС.
22 СЪЕЗД ПАРТИИ. НОВАЯ ПРОГРАММА КПСС.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА КОММУНИСТИЧЕСКИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ.
23 СЪЕЗД КПСС И ЕГО РЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ.
ВОЗРАСТАНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПСС В КОММУНИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
ЗНАЧЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.
Главные итоги героического пути КПСС.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА КОММУНИСТИЧЕСКИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ.

Восстановление научно обоснованных принципов руководства.
Принятая 22 съездом КПСС третья партийная Программа руководства основ коммунистического общества — стала программой борьбы всех советских людей. Под руководством партии они все шире и упорнее вели борьбу за выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства.

В стране развернулось соревнование между республиками, краями, городами и предприятиями. В него активно включились профсоюзы и комсомол, который к концу 1960 г. взял шефство над 145 важнейшими стройками семилетки в различных районах страны, прежде всего в Сибири, Казахстане, на Крайнем Севере. Росла и крепла начатая в конце 1958 г. по инициативе Ленинского комсомола такая высокая форма социалистического соревнования, как движение за коммунистическое отношение к труду. Оно охватило бригады, цехи, участки и предприятия. В середине 1964 г. в нем участвовало уже более 30 млн. работников промышленности и сельского хозяйства.

Руководство социалистическим соревнованием за выполнение и перевыполнение заданий семилетки каждым предприятием стало важнейшим делом партийных организаций. В первичных партийных организациях производственных предприятий по решению июньского (1959 г.) Пленума ЦК КПСС были созданы комиссии с правом контроля за деятельностью администрации. Создание этих комиссий было затем закреплено Уставом КПСС, принятым 22 съездом. С помощью комиссий, в работе которых уже в 1961 г. по стране участвовало свыше 600 тыс. коммунистов и значительное количество беспартийных рабочих — новаторов производства, были осуществлены важные мероприятия по внедрению новой техники. С помощью комиссий партийные организации стали более эффективно влиять на все стороны деятельности предприятий.

При обкомах, горкомах и райкомах партии создавались технико-экономические комиссии, в состав которых входили ученые, инженерно-технические работники, передовики производства. Широкое привлечение к работе партийных органов сотен тысяч специалистов промышленности позволило им, не подменяя хозяйственные органы, со знанием дела, оперативно направлять развитие промышленности и добиваться повышения качественных показателей в работе заводов и фабрик. Творческий поиск, стремление использовать имеющиеся резервы — вот что становилось все более и более характерным для деятельности партийных организаций и коллективов трудящихся.

В 1964 г. коллективы 20 московских и 18 ленинградских предприятий обязались, используя новейшие достижения науки и техники, добиваться уровня лучших мировых образцов по всем основным видам выпускаемых изделий. Партийные организации этих и других предприятий поставили перед собой цель: добиться, чтобы начиная от стола конструктора и кончая сборкой велась борьба за все новое, чтобы в каждое изделие вкладывались последние достижения науки и техники, новаторской мысли .

Под руководством партийных организаций проводились общественные смотры резервов производства, технико-экономические конференции. Так, в Белорусской ССР с мая по октябрь 1962 г. на промышленных предприятиях был проведен смотр, посвященный борьбе за технический прогресс и передовую организацию труда на каждом рабочем месте.В смотре приняли участие 155 тыс. рабочих, инженерно-технических работников и служащих. Было внесено много ценных рационализаторских предложений, из них около 21 тыс. предложений внедрено в производство за период смотра. В результате экономия за год составила свыше 9 млн. руб.

Общественные смотры резервов производства регулярно проводились также партийными организациями Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов.
Работа по общественным смотрам, а также само-фотографиям  обычно завершалась созывом технико-экономических или научно-технических конференций. На них подводились итоги проведенной работы, давались рекомендации по внедрению новой техники, рациональному использованию оборудования и т. д.

Партийные организации вели большую работу по внедрению на предприятиях научной организации производства и труда, В Свердловской области, к примеру, развернулось массовое движение под лозунгом: «Планы НОТ (научной организации труда) — каждому производству».

Партийные организации, повышая уровень идеологической и организаторской работы, укрепили свои связи с массами трудящихся. Росла активность и ответственность партийных комитетов, первичных партийных организаций, коммунистов за порученное дело. Это положительно сказывалось на работе промышленности и других отраслей экономики, на дальнейшем развитии технического прогресса, науки и культуры.

Партия приняла меры для развития химической промышленности. Партийные организации районов большой химии много сделали для того, чтобы химические предприятия были построены и дали стране больше минеральных удобрений, пластмасс, синтетических смол и других продуктов химического производства. Активное участие в строительстве химических предприятий принял Ленинский комсомол, объявивший «ударными комсомольскими» ряд строящихся химических комбинатов и заводов. Сюда по комсомольским путевкам прибыло около 190 тыс. молодых рабочих .

Руководствуясь марксистско-ленинскими положениями и требованиями партийной Программы, КПСС выдвигает на первый план задачу создания материально-технической базы коммунизма. В успешном осуществлении этой задачи — ключ к решению всех других задач строительства коммунизма.

Важнейшей предпосылкой высоких темпов развития всего народного хозяйства, а следовательно, и создания материально-технической базы коммунизма является обеспечение правильных пропорций между промышленностью и сельским хозяйством — этими двумя основными отраслями сферы материального производства, ибо отставание сельского хозяйства неизбежно отражается на замедлении темпов развития промышленности, особенно отраслей, производящих предметы потребления.

Коммунистическая партия — ведущая и направляющая сила советского общества, строящего коммунизм. Ее почетный и ответственный долг — добиваться такого положения,чтобы вся наша плановая и хозяйственная деятельность строилась на прочном фундаменте объективного анализа действительности, точной и всесторонней информации, на правильном использовании экономических законов социализма, достижений науки и передового опыта масс. Социалистическое народное хозяйство должно развиваться гармонично и планомерно, отвечать интересам достижения наивысшей производительности труда и непрерывного повышения жизненного уровня народа.

«Только социализм,— указывал В. И. Ленин,—даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» .

Огромное значение в борьбе партии за осуществление Программы КПСС, в проведении курса на восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни, научно обоснованных принципов партийного, государственного и хозяйственного руководства имели октябрьский и ноябрьский Пленумы ЦК КПСС 1964 г. Значение этих и последующих Пленумов Центрального Комитета состоит в том, что они, во-первых, с большевистской смелостью вскрыли недостатки, упущения и ошибки в области партийного строительства, руководства экономической и общественной жизнью; во-вторых, определили методы руководства партией и страной, соответствующие принципам марксистско-ленинской науки и требованиям практики коммунистического строительства. Линия, намеченная Пленумами ЦК, была закреплена и развита 23 съездом КПСС.

«На октябрьском (1964 г.) и последующих Пленумах ЦК, на 23 съезде разработаны важные меры, направленные на осуществление назревших задач экономического, политического и культурного строительства. Борьба за претворение в жизнь этих решений партии составляет сегодня главное содержание деятельности КПСС и всего советского народа» .

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Он был также освобожден от обязанностей Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев. 15 октября Президиум Верховного Совета СССР назначил Председателем Совета Министров СССР А Н. Косыгина.

Октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС — одно из ярких свидетельств монолитности и единства партии, ее политической зрелости, умения смело и решительно отказаться от форм и методов руководства, не обеспечивающих успешного выполнения задач коммунистического строительства. Пленум оказал положительное воздействие на все стороны деятельности и жизни партии, социалистического государства, советского общества.
В ноябре того же 1964 г. Центральный Комитет КПСС снова собрался на свое пленарное заседание. Ноябрьский Пленум ЦК принял очень важное решение: об объединении промышленных и сельских областных и краевых партийных организаций. До 1962—1963 гг. они действовали как единые областные и краевые организации.

За несколько месяцев после Пленума была проведена большая политическая и организаторская работа по воссозданию единых партийных, а также советских, профсоюзных и комсомольских органов.

В 85 областях и краях, где организации партии были разделены на промышленные и сельские, были созваны партийные конференции. Они избрали единые обкомы и крайкомы партии. Районные партийные конференции избрали райкомы партии. Парткомы же производственных управлений были упразднены.

Центральные комитеты компартий союзных республик, обкомы и крайкомы обратились с предложением разукрупнить некоторые районы и в целях улучшения руководства хозяйственным и культурным строительством на селе образовать ряд новых районов. К мартовскому (1965 г.) Пленуму в стране действовало 2434 райкома партии, или на 611 райкомов больше, чем было парткомов колхозно-совхозных управлений.

В работе районных, областных и краевых партийных организаций участвовало свыше 700 тыс. делегатов, из них более 34 тыс. выступили в прениях. Делегаты активно обсуждали решения октябрьского и ноябрьского Пленумов ЦК. Они отмечали, что воссоздание единых областных и краевых партийных органов положительно скажется на деятельности партийных организаций, усилит их руководящую роль в руководстве хозяйственным и культурным строительством.

«Восстановление единых партийных органов на основе ленинских принципов подняло роль партийных организаций и положило конец искусственному их разъединению из-за надуманных и не оправданных жизнью перестроек,— говорил Л. И. Брежнев 24 марта 1965 г.— Партийные организации имеют теперь все условия для плодотворной деятельности».

Неотложные меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства.
По предложению Президиума ЦК Пленум Центрального Комитета в марте 1965 г. обсудил вопрос о неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР. Чем была вызвана необходимость обсуждения этого вопроса? Тем, что за последние годы в руководстве сельскохозяйственным производством, а также и промышленностью допускались крупные ошибки, которые были вскрыты Пленумом ЦК КПСС в октябре 1964 г.

Октябрьский Пленум положил начало новому подходу к решению насущных народнохозяйственных проблем, основанному на глубоком анализе и всестороннем учете объективных закономерностей экономического развития в условиях строительства коммунизма. Коммунистическая партия, опираясь на исторический опыт строительства нового общества в СССР и в странах всего социалистического содружества, все глубже вникает в сущность социалистических экономических отношений, чтобы правильно использовать экономические законы социализма и огромные творческие возможности трудящихся масс.

Таким стремлением была проникнута и работа мартовского Пленума ЦК- На нем с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР» выступил Л. И. Брежнев. В его докладе, выступлениях участников Пленума и его постановлении отмечалось, что после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК, разработавшего правильный курс в развитии сельскохозяйственного производства, были достигнуты определенные результаты. Укрепились в организационно-хозяйственном отношении колхозы и совхозы, улучшилась их материально-техническая база и повысилась материальная заинтересованность тружеников сельского хозяйства. По призыву партии в деревню тогда выехали многие специалисты, организаторы сельскохозяйственного производства. В увеличении производства зерна большое значение имело освоение целинных и залежных земель. За первые пять лет после сентябрьского Пленума расширились посевные площади, повысилась урожайность, увеличилась валовая и товарная продукция сельского хозяйства.

Посевные площади по всей стране возросли в 1959 г. против 1955 г. на 5,7%, урожайность зерновых с 1 га— почти на 1/4, а валовая продукция сельского хозяйства —на 32% г.

Поголовье крупного рогатого скота увеличилось в 1954—1958 гг. с 55,8 до 70,8 млн. голов а. Подъему сельского хозяйства в этот период в значительной степени содействовало внедрение в колхозно-совхозное производство достижений советской агрономической науки, передового опыта, а также использование применительно к нашим условиям достижений зарубежной науки и практики. К сожалению, эти результаты не были закреплены. Сельское хозяйство за последние годы замедлило свое развитие, планы по подъему сельскохозяйственного производства остались невыполненными.

По контрольным цифрам валовая продукция сельского хозяйства в течение семилетки (1959—1965 гг.) должна была вырасти на 70%, фактически за 6 лет прирост составил лишь 10%. Если за период с 1955 по 1959 г. валовая продукция сельского хозяйства возросла в среднем на 7,6% в год, то за последние 5 лет — только на 1,9%. Замедлился рост урожайности основных культур. Если средняя урожайность зерновых культур за 1955—1959 гг. выросла по сравнению с предшествующим пятилетием на 1,7 ц, то за период с 1960 по 1964 г. —только на 0,8 ц. Медленно росла урожайность технических культур, картофеля и овощей. Особенно неблагополучно складывалось положение в животноводстве. За последние пять лет (1959—1964 гг.) темп прироста поголовья крупного рогатого скота сократился в 2 раза в сравнении с предыдущим пятилетием. Поголовье свиней, овец, а также птицы за это время значительно уменьшилось. Удои молока в колхозах снизились в среднем на одну корову более чем на 370 кг .

Каковы причины того, что за последние годы наше сельское хозяйство очень отставало? Пленум ЦК КПСС дал глубокий и точный ответ на этот вопрос.

Основной причиной отставания сельского хозяйства явилось нарушение экономических законов социалистического хозяйства, закона планомерного и пропорционального развития, расширенного социалистического воспроизводства, сочетания общественных и личных интересов, материальной заинтересованности, элементы субъективизма в руководстве сельским хозяйством. В практике руководства сельским хозяйством все больше брали верх действия чисто волевые. Они порождали ошибки в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства, в политике цен. Так, закупочные цены на ряд продуктов сельского хозяйства не покрывали затрат на их производство. В результате этого колхозы и совхозы терпели большие убытки. К этому надо добавить, что многочисленные, порой надуманные перестройки порождали обстановку нервозности и суеты, лишали руководителей перспективы, подрывали у них веру в свои силы. Вместо кропотливой, вдумчивой работы и глубокого экономического анализа состояния колхозного и совхозного производства нередко допускалось командование и администрирование.

Перед сельским хозяйством ставились очень большие задачи, но они не подкреплялись соответствующими экономическими мерами. Мало выделялось капиталовложений на производственное и культурно-бытовое строительство, слабо укреплялась материально-техническая база колхозов и совхозов. Капитальное строительство в колхозах и совхозах не обеспечивалось необходимыми материалами, что сдерживало создание материальной базы для развития сельскохозяйственного производства.

Практически очень мало делалось для подъема культуры земледелия, повышения плодородия почвы, во многих хозяйствах были нарушены севообороты. Из центра давалось много различного рода шаблонных указаний по обработке почвы, замене одной системы земледелия другой, содержанию и кормлению скота без учета природно-экономических, производственных условий и местного опыта. К тому же очень часто без тщательной экспериментальной проверки внедрялись многие машины, которые оказывались ненужными для сельскохозяйственного производства. Это приводило к большим экономическим потерям, омертвлению средств и значительному снижению эффективности капитальных вложений.

В начале 60-х годов на первый план в развитии сельского хозяйства выдвигался пересмотр структуры посевных площадей в сторону экономически необоснованного увеличения доли пропашных культур, в частности кукурузы. Эта культура продвигалась даже в северные районы страны. Посевы кукурузы расширялись за счет сокращения площадей под озимыми культурами. Одновременно были распаханы площади, занятые многолетними травами, недооценивалось значение естественных лугов и пастбищ.

Субъективизм в руководстве отрицательно сказался на состоянии сельского хозяйства, но наиболее тяжелыми были его последствия в нечерноземной зоне . Эта зона примечательна тем, что здесь нет, или почти нет, засухи, от которой страдают другие районы страны. Поэтому она считается зоной гарантированных урожаев. Но именно здесь в густо населенных местах, где есть условия для всестороннего развития сельского хозяйства, земледелие оказалось в крайне запущенном состоянии. Так, в Смоленской области за последние пять лет, предшествовавшие мартовскому (1965 г.) Пленуму ЦК КПСС, валовая продукция сельского хозяйства увеличилась только на 1%, а производство важнейших видов продукции земледелия не достигло и довоенного уровня. Все отрасли сельского хозяйства, кроме льна, стали убыточными. Ряд других областей Российской Федерации оказался примерно в таком же положении.

Серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством тормозили сельскохозяйственное производство и в таких богатейших сельскохозяйственных районах, как Северный Кавказ, Украина, Молдавия и др. В результате неправильных, шаблонных указаний хозяйства целинных районов перешли к системе монокультуры, т. е. к отказу от научно обоснованного севооборота (правильного чередования выращивания сельскохозяйственных культур по годам) и ежегодному возделыванию на одном месте одной и той же культуры. Вследствие этого поля засорялись, почва истощалась и структура ее разрушалась, что приводило к эрозии почвы (выдуванию верхних, сильно распыленных и наиболее плодородных ее слоев степными ветрами).
Все это отрицательно сказалось на развитии сельскохозяйственного производства. В результате в 1960—1962 гг. валовая продукция земледелия оставалась на уровне 1958 г., а в засушливом 1963 г. даже снизилась.

Интересы неуклонного роста социалистической экономики СССР, повышения материального уровня советского народа настоятельно требовали осуществления ряда крупных мер по дальнейшему подъему сельскохозяйственного производства. И такие меры были разработаны мартовским Пленумом ЦК КПСС.

Считая важнейшей задачей партийных, советских и хозяйственных органов исправление в короткие сроки допущенных ошибок в руководстве сельским хозяйством, Центральный Комитет в своем постановлении подчеркнул: «Подъем колхозного и совхозного производства — жизненно важная задача коммунистического строительства. На ее решение должны быть направлены усилия всей партии, всего советского народа» .

Центральный Комитет КПСС разработал стройную систему экономических и организационных мероприятий, рассчитанных на подъем сельскохозяйственного производства. Среди этих мер важнейшая роль принадлежит новой системе заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов.

В чем состоял основной недостаток прежней системы? Она вносила неуверенность в работу колхозов и совхозов. Дело в том, что планы закупок доводились до них только на один год, да еще с большим опозданием, а в ходе самих закупок неоднократно менялись, обычно в сторону увеличения, без должного учета возможностей колхозов и совхозов. Поэтому колхозы и совхозы нередко вынуждены были сдавать государству даже семена и фураж. На мартовском Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что государству пришлось в связи с этим в 1962 г. продать колхозам и совхозам на семенные цели 1 млн. 373 тыс. т зерна, а в 1965 г. они снова попросили у государства около 2 млн. т .

После выполнения завышенных планов в хозяйствах оставалось недостаточно продуктов для оплаты труда колхозников и выдачи им премий натурой. Это снижало их материальную заинтересованность в увеличении производства продуктов земледелия и животноводства. Особенно страдали от этого передовые колхозы, которым, как правило, давались дополнительные задания, намного превышающие плановые. Все это отрицательно сказывалось на работе колхозов и совхозов, не позволяло им правильно планировать производство.

Пленум ЦК принял решение об изменении существующей системы закупок сельскохозяйственных продуктов. Эти изменения сводятся к тому, что план заготовок колхозам и совхозам установлен в 3 млрд. 400 млн. пудов, твердый и неизменный на предстоящие 6 лет, включая 1970 г. Всеми сельскохозяйственными продуктами после выполнения плана продажи распоряжается колхоз по своему усмотрению.

Этот принципиально новый порядок планирования заготовок соответствует интересам развития производительных сил сельского хозяйства.

До мартовского Пленума ЦК заготовительные цены были слабо дифференцированы по республикам и природно-экономическим зонам. Различия в уровне себестоимости зерна в колхозах отдельных областей и республик (природно-экономических зон) достигали 240—405%, а разница в уровне цен между этими районами (на отдельные зерновые культуры) не превышала 31%; различия в себестоимости производства молока составляли 120—135%, а в уровне закупочных цен — 38%; мяса крупного рогатого скота — соответственно 140 и 34% х. Поэтому создавались условия, при которых одни хозяйства на вырученные от продажи государству деньги едва возмещали свои затраты, а другие получали чрезмерно высокие доходы. Особенно в невыгодных экономических условиях находились хозяйства нечерноземной зоны.

Преимущество новых цен состоит в том, что они дифференцированы по республикам и природно-экономическим зонам. Так, на пшеницу и рожь государственные закупочные цены для основных зерновых районов были повышены в среднем на 12%, а для нечерноземных районов — на 53—62%. Ясно, что эти меры повышают материальную заинтересованность и способствуют развитию сельского хозяйства.

Наряду с установлением твердых планов заготовок принято решение повысить основные закупочные цены на пшеницу, рожь, овес, ячмень, рис, гречиху, просо и некоторые другие зерновые культуры. Твердые цены создали у колхозов и совхозов стремление производить больше зерна. Наряду с этим для стимулирования сверхплановой продажи зерна государству решено повысить для колхозов и совхозов цены на продаваемую сверх плана пшеницу и рожь на 50%. Сверхплановая продажа служит дополнением к плану, содействует его стабильности.

Одним из важнейших мероприятий по дальнейшему развитию зернового хозяйства, одобренных мартовским Пленумом ЦК КПСС, является расширение посевов зерновых культур на орошаемых землях. В сочетании с увеличением применения минеральных удобрений это позволит получить с поливных земель устойчивые высокие урожаи пшеницы, риса и других ценных культур и тем самым обеспечить ежегодные гарантированные сборы зерна, независимо от влияния стихийных сил природы.
Следует, однако, подчеркнуть, что главная масса зерна, как прежде, так и в предстоящие годы, будет поступать с основных зерновых массивов неполивного земледелия. В частности большие неиспользованные резервы получения зерна имеются в нечерноземной зоне. Данные науки и практики подтверждают возможность получения в этой зоне устойчивых урожаев зерна — по 20—25 ц и выше с гектара. В нечерноземной зоне имеются все условия для всестороннего развития сельского хозяйства. Для организации в этих местах интенсивного земледелия и животноводства партия привлекает внимание всей страны.

Общеизвестно, что животноводство находится в непосредственной зависимости от развития земледелия, в первую очередь — зернового хозяйства. Увеличение производства зерна создает прочную базу для развития животноводства.

Во многих колхозах и совхозах животноводство являлось убыточным. Пленум ЦК КПСС поставил задачу создать такие условия, чтобы эта отрасль стала прибыльной. Было решено снизить планы закупок скота, птицы, некоторых продуктов животноводства. Были введены надбавки к действовавшим ранее закупочным и заготовительным ценам: по крупному рогатому скоту — от 20 до 55%, свиньям— от 30 до 70% и овцам — от 19 до 70%, а в высокогорных районах — до 100%.

Мартовский Пленум ЦК КПСС констатировал, что, хотя материально-техническая база сельского хозяйства в годы семилетки несколько возросла, его техническая вооруженность остается еще недостаточной. Жизнь требует непрерывно повышать техническую вооруженность колхозов и совхозов, энергичнее осуществлять комплексную механизацию производственных процессов.

На Пленуме были намечены также меры по улучшению снабжения колхозов и совхозов запасными частями и материалами, созданию нормальных условий для технического обслуживания имеющихся у них машин.

Мартовский Пленум подчеркнул важную роль химизации сельского хозяйства. Все дело заключается в том, чтобы на основе повышающейся культуры земледелия применять с наибольшей пользой минеральные удобрения и получать наибольшую отдачу на каждый рубль вложенных средств.

Особо важную роль в решении задач развития сельскохозяйственного производства призваны сыграть наука, специалисты сельского хозяйства. Однако зачастую знания и опыт специалистов сельского хозяйства игнорировались. На Пленуме указывалось, что необходимо решительно изменить отношение к специалистам сельского хозяйства и ученым, оказывать им постоянную помощь и поддержку, поощрять их инициативу, окружить их заботой и вниманием, чтобы на деле превратить их в проводников агротехнических и зоотехнических знаний, всего нового, прогрессивного. С трибуны Пленума ЦК КПСС были названы имена таких крупных и заслуженно пользующихся уважением представителей сельскохозяйственных наук, как К. И. Скрябин, В. С. Пустовойт, П. П. Лукьяненко, В. Н. Ремесло, А. В. Соколов, Ф. Г. Кириченко, К. Е. Бахтадзе, В. К. Милованов.

«Долг работников науки,— говорится в постановлении Пленума,— расширить теоретические исследования, повысить их уровень и результативность, оказывать всемерную помощь колхозам и совхозам в широком применении научных достижений и передовой практики в интересах дальнейшего развития всех отраслей колхозного и совхозного производства».

Исходя из положений Программы КПСС, мартовский Пленум ЦК указал, что главное условие подъема производительных сил сельского хозяйства — правильное развитие общественно-экономических отношений в деревне. В земледелии нашей страны сложилось два типа общественного хозяйства — совхозы и колхозы, которые отвечают современному уровню производительных сил. Эти два типа предприятий еще длительное время будут существовать и успешно развиваться. Задача состоит вовсе не в том, чтобы ускорять превращение одной формы в другую, а в том, чтобы всемерно способствовать развитию как колхозов, так и совхозов. Преобразование значительной части колхозов в совхозы привело к созданию громоздких, трудноуправляемых, нерентабельных хозяйств. В свою очередь некоторые колхозы были настолько укрупнены, что также оказались неуправляемыми.

Пленум ЦК отметил, что коренные вопросы общественно-экономических отношений в деревне надо решать обдуманно, без спешки, на основе точного учета экономики и интересов самих колхозников.

В этой связи был рассмотрен вопрос о подсобных хозяйствах колхозников, рабочих и служащих. Известно, что главным и решающим источником доходов колхозников, роста их благосостояния является общественное хозяйство. Основное назначение личного подсобного хозяйства — быть дополнительным источником натуральных и денежных доходов, служить более полному удовлетворению личных потребностей семьи колхозников. Вместе с тем оно через местный рынок как бы выполняет и некоторые общественные функции: облегчает работу государственной торговой сети, способствует улучшению снабжения трудящихся городов.

Ясно, что личное подсобное хозяйство является исторически преходящим. Оно полностью отпадает тогда, когда общественное производство полностью сможет удовлетворять все потребности колхозников в продуктах сельского хозяйства. Тогда они убедятся в невыгодности обрабатывать приусадебные участки и добровольно откажутся от них. Но это не может произойти в короткий исторический срок. Для этого потребуется время, и немалое. Следовательно, задача состоит в том, чтобы укреплять общественное хозяйство, повышать доходы и заработки от общественного производства.

На Пленуме говорилось о необходимости обобщить накопленный опыт и подготовить предложения по улучшению оплаты труда в колхозах, о создании денежных и натуральных фондов для гарантированной оплаты труда колхозников.

В постановлении Пленума подчеркивалось, что успешное осуществление намеченных Коммунистической партией мер по дальнейшему укреплению экономики колхозов и совхозов, повышению материальной заинтересованности тружеников деревни требует коренного улучшения работы всех партийных, советских, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных организаций на селе; решительного укрепления демократических основ колхозного строя, строгого соблюдения принципов управления делами артели, широкого участия колхозников в решении основных вопросов общественного производства; дальнейшего укрепления и охраны общественной социалистической собственности, наведения порядка 6 землепользовании, пресечения фактов разбазаривания земли.

Главное и определяющее в политической и организаторской деятельности на селе — это повседневная забота о людях, о развитии экономики колхозов и совхозов, об увеличении производства сельскохозяйственных продуктов, удешевлении их себестоимости и обеспечении рентабельности всех отраслей производства.

Особое внимание Пленум обратил на необходимость укрепления и повышения роли первичных партийных организаций колхозов и совхозов. В то время на селе уже имелось 50 тыс. первичных партийных организаций, в которых работало свыше 2 млн. коммунистов. Это большая сила, способная успешно решать задачи, выдвигаемые партией и народом перед социалистическим сельскохозяйственным производством. Ее возглавили сельские райкомы партии, для руководства которыми коммунисты избирали все более подготовленных в теоретическом и практическом отношении товарищей.

Осуществление разработанной Пленумом системы экономических и политических мероприятий по ускорению темпов развития колхозного и совхозного производства и прежде всего правильное использование науки и техники, квалифицированных кадров, материальных и моральных стимулов обеспечивают необходимые условия для ускорения развития сельского хозяйства. Об этом свидетельствуют экономические итоги 1966—1968 гг.

Решения мартовского Пленума ЦК КПСС имеют важное значение в научно обоснованном подходе к выработке экономической политики и к руководству дальнейшим подъемом сельского хозяйства. Курс развития сельского хозяйства, намеченный партией на этом Пленуме, выражает коренные интересы рабочего класса и крестьянства, всего советского общества и опирается на объективные экономические и социально-политические закономерности социализма.

Такой же научный подход проявила партия и при решении проблемы совершенствования методов руководства социалистической индустрией.

Совершенствование форм и методов руководства промышленностью.

На Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся в конце сентября 1965 г., обсуждался один из важнейших вопросов коммунистического строительства — об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. С докладом по этому вопросу выступил А. Н. Косыгин.

Работа Пленума проходила в период, когда завершалось выполнение семилетки и уже велось составление пятилетнего плана развития народного хозяйства на 1966—1970 гг. Чтобы правильно оценить состояние промышленного производства, партия должна была иметь ясное представление не только о достигнутых успехах, но также и о недостатках и трудностях и о тех еще не решенных задачах, которые имелись в работе промышленности.

Сентябрьский Пленум ЦК КПСС проанализировал предварительные итоги выполнения семилетки в области промышленности, смело вскрыл имевшиеся недостатки и наметил меры, призванные обеспечить еще более успешное развитие социалистической индустрии — ведущей отрасли народного хозяйства СССР.

«Наша промышленность,— говорил А. Н. Косыгин,— развивается на здоровой и прочной основе социалистических производственных отношений. В ходе выполнения семилетнего плана достигнуто значительное увеличение объема производства; улучшилась его структура; наиболее передовые отрасли растут опережающими темпами. В индустриальное развитие вовлекаются новые и новые районы, в особенности на востоке страны» .

На Пленуме оглашались конкретные данные, которые убедительно доказывали, что советский народ в годы семилетки  внес новый вклад в развитие экономики, науки и техники, создание материально-технической базы коммунизма, укрепление могущества и обороноспособности СССР, в повышение материального уровня трудящихся. Эти достижения, отмечается в постановлении Пленума,— «результат огромного творческого труда рабочих, инженеров, техников,ученых, большой организаторской и воспитательной работы партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций» .

В ходе выполнения семилетки в работе промышленности наряду с крупными достижениями обнаружилось и немало недостатков, особенно в повышении эффективности производства и росте производительности общественного труда. В чем выразились эти недостатки?

За последние годы произошло некоторое снижение производства промышленной продукции, приходящейся на рубль основных производственных фондов; несколько замедлились темпы роста производительности труда в промышленности. А ведь советскому обществ у далеко не безразлично, за счет каких усилий и издержек, какой ценой достигается результат, какова эффективность труда не только на каждом предприятии, но и у каждого его работника в отдельности.

В отдельных отраслях тяжелой индустрии не выполнялись планы ввода в действие производственных мощностей. Это порождало известные трудности в обеспечении производства сырьем и полуфабрикатами, как, например, это происходило в химической промышленности.

Серьезные недостатки наблюдались в капитальном строительстве: сроки введения в действие производственных мощностей затягивались, удорожалась стоимость вводимых в действие предприятий, омертвлялись большие государственные средства.

Отставание темпов развития сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности создало известное несоответствие между производством средств производства и производством предметов потребления. Это отразилось на темпах роста реальных доходов населения, на уровне материального стимулирования работающих.

Недостатки в работе промышленности были вызваны в значительной мере тем, что за последние годы сложилось несоответствие между резко возросшими масштабами производства и действовавшими методами планирования, формами управления промышленностью, системой материального стимулирования.

В руководстве промышленностью, как отмечается в постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС, превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на предприятиях во многом носил формальный характер, предприятия пользовались ограниченными правами в хозяйственной деятельности.

Работа предприятий регламентировалась большим количеством плановых показателей. Это ограничивало самостоятельность и инициативу руководителей и рабочих коллективов, снижало их ответственнссть за улучшение организации производства. Существовавшая система материального поощрения рабочих, инженеров, техников слабо заинтересовывала их в улучшении общих итогов работы предприятий, повышении рентабельности производства и улучшении качества выпускаемой продукции.

Как известно, в 1957 г. была введена система управления промышленностью по территориальному принципу — через советы народного хозяйства. Такая реорганизация управления промышленностью имела некоторые положительные результаты. В то же время руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам. Это вело к безответственности в управлении, нарушению единства технической политики, распылению квалифицированных руководящих кадров, к потере оперативности в руководстве. Таким образом, практика показала, что совнархозы не дали желаемых результатов.

Коммунистическая партия и Советское правительство считали, что трудности в развитии промышленности, обнаружившиеся в годы семилетки, носили временный характер. Сентябрьский Пленум ЦК согласился с предложением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, что при решении назревших проблем развития промышленности и повышения жизненного уровня народа основное внимание должно быть уделено совершенствованию форм и методов руководства промышленностью.

В целях дальнейшего развития и повышения эффективности промышленного производства, ускорения технического прогресса Пленум ЦК решил организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать общесоюзные и союзно-республиканские министерства по отраслям промышленности. Отраслевой принцип управления сочетается с территориальным принципом, с межотраслевыми задачами комплексного развития народного хозяйства в целом, с расширением хозяйственных прав республик.

Вновь созданные министерства стали работать в совершенно других условиях по сравнению с министерствами, существовавшими до 1957 г. Теперь функции управления промышленностью из центра сочетаются со значительным усилением хозрасчетных методов и экономических стимулов, с расширением прав и инициативой предприятий.

«Развитие экономических методов руководства промышленностью,— говорил А. Н. Косыгин,— меняет самый характер взаимоотношений между предприятиями и вышестоящими органами. Надо отказаться от привычных представлений о том, что во взаимоотношениях между руководящими хозяйственными органами и предприятиями первые имеют только права, а вторые — только обязанности. Развитие экономических методов руководства, широкое внедрение хозрасчета в промышленности требуют установления взаимных прав и обязанностей в этих отношениях, повышения ответственности как предприятий, так и органов руководства промышленностью» .

После сентябрьского Пленума ЦК КПСС было обнародовано «Положение о социалистическом государственном предприятии», утвержденное Советом Министров СССР. «Положение» подробно и всесторонне определяет права и обязанности предприятий.

Планомерная организация и управление социалистической экономикой основаны на ленинских принципах демократического централизма. Эти принципы обеспечивают сочетание полного простора для развертывания творческой энергии и инициативы самых широких трудящихся масс с совершенствованием руководства промышленностью плановыми и хозяйственными органами.

В современных условиях еще более повышается роль Госплана СССР как центра научного планирования развития всего народного хозяйства. Его главная задача — обеспечить правильные народнохозяйственные пропорции, наибольшую эффективность общественного производства в целом.

Важное место в новой системе планирования занимает использование экономических рычагов и прежде всего прибыли. Прибыль — это один из важнейших рычагов повышения эффективности производства. Она может и должна служить делу социализма, коммунистического строительства.

Следует отметить, что в СССР и других социалистических странах прибыль, конечно, не является целью и движущим мотивом хозяйствования. Она служит одним из средств для расширения социалистического производства и удовлетворения общественных потребностей. Если капиталистическая прибыль является формой присвоения капиталистом как собственником средств производства части результатов труда наемного рабочего, то при социализме прибыль — это достояние всего общества, распределяемое в интересах расширения производства и повышения благосостояния народа.

Прибыль наиболее полно отражает все стороны производственной деятельности предприятия. Для экономически разумного ведения социалистического хозяйства очень важно учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности. Что это значит? Это требует точно учитывать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов.

Сентябрьский Пленум ЦК КПСС признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху, наделить предприятия необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших Экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит.
Теперь до предприятий доводятся только такие главные задания, как объем реализации продукции, основная номенклатура изделий, фонд заработной платы, сумма прибыли и рентабельность, платежи в бюджет, основные задания по внедрению новой техники, объем централизованных капиталовложений и ввод в действие производственных мощностей. Другие показатели хозяйственной деятельности планируются самим предприятием без утверждения их вышестоящими организациями. Это позволяет предприятиям принимать наиболее экономичные решения с учетом конкретных условий производства.

По решению Пленума на предприятиях за счет отчислений от прибыли, полученной ими, создается фонд развития производства, фонд поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Предприятия, которые производят высококачественную продукцию, увеличивают размер прибыли в расчете на каждый рубль выделенных им производственных фондов, т. е. лучше используют свои основные производственные фонды и оборотные средства, увеличивают объем реализованной продукции, повышают рентабельность, получают больше из прибыли для образования фондов, о которых речь шла выше. Безусловно, такая система обеспечивает заинтересованность всех работников в росте реализации продукции и увеличении прибыли.

До сентябрьского же (1965 г.) Пленума ЦК КПСС достигнутые предприятием успехи в увеличении прибыли и повышении рентабельности производства не сказывались непосредственно на заработной плате работников предприятий (почти все виды премий и других поощрений выплачивались не из прибыли, а из фонда заработной платы). Новая система ставит оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятия.

Совершенствование методов планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства могут привести к положительным результатам в сочетании с такими формами управления, которые отвечают современному уровню развития производительных сил и современным задачам коммунистического строительства.

Проведенная реорганизация руководства промышленностью обеспечивает единую техническую политику в каждой отрасли промышленности. Это открывает путь для широкого внедрения в народное хозяйство новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, научной организации труда, способствует укреплению государственной и производственной дисциплины, повышению ответственности каждого работника за порученное ему дело. Министерства несут всю полноту ответственности перед партией и государством за работу возглавляемой ими отрасли, располагают высшей властью в своей отрасли, являются подлинно правительственными органами. -Единое техническое и экономическое руководство общественным производством позволяет более рационально расставить и использовать рабочих и инженерно-технические кадры, поддержать инициативу трудящихся, привести в действие все материальные и моральные стимулы развития социалистического производства.

В чем состоит главный смысл решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС? В том, чтобы в полной мере использовать в интересах народа все преимущества социалистической системы хозяйства, повысить эффективность общественного производства.

Вот почему первостепенное значение приобретает подготовка экономистов и экономическая подготовка всех инженерно-технических кадров. На Пленуме говорилось, что в современных условиях нетерпимо, чтобы инженер, конструктор, проектировщик не могли глубоко разбираться в экономике производства.

Вся система мер, принятая сентябрьским Пленумом ЦК, определяет органическое единство общественных, коллективных и личных интересов при определяющей, главенствующей роли первых, воспитание у трудящихся чувства коллективизма, высокой ответственности перед обществом за осуществление единой для всех цели. Расширение самостоятельности предприятий и новая система материального поощрения производственных коллективов открывают более широкие возможности для проявления каждым рабочим, отдельными предприятиями инициативы и почина, творчества в труде и ведении хозяйства.

В то же время обеспечивается более высокая степень коллективности, слаженности, дисциплины, заботы об общих результатах труда. Каждый на своем участке должен проявлять необходимую самостоятельность и инициативу в работе, смело брать на себя решение тех вопросов, которые ему положено решать, нести полную ответственность за порученное дело. Сочетание высокой идейности, партийной зрелости и деловитости определяет облик советского руководителя, на каком бы посту он ни был. Он должен в совершенстве знать технику, экономику производства, законы научной организации труда, обладать искусством влиять на людей, быть их идейным наставником. Руководитель, который полагается исключительно на силу приказов и распоряжений и непосредственно не занимается идейно-воспитательной работой, рискует превратиться в заурядного администратора и обречь себя на неудачу. И наоборот, опора на коллективный опыт позволяет избежать ошибок, односторонних решений, субъективного подхода к делу.

Сочетание личной материальной заинтересованности с высокой сознательностью тружеников социалистического общества в новых условиях приобретает первостепенное значение. Речь идет об умелом сочетании материальных и моральных стимулов. Интересы коммунистического строительства требуют дальнейшего совершенствования организации социалистического соревнования, движения за коммунистический труд, внедрения передового опыта, создания необходимых условий для проявления творческой инициативы масс во всех областях хозяйства, науки, культуры, общественной жизни.

«Экономические стимулы повышения производительности общественного труда,— указывается в решениях сентябрьского Пленума ЦК КПСС,— это могучее средство движения социалистической экономики к коммунизму. В то же время партия и впредь будет неуклонно проводить курс на повышение коммунистической сознательности трудящихся, на воспитание коммунистического отношения к труду. Только при сознательном, инициативном и творческом подходе каждого труженика к своему делу, при бережном, хозяйском отношении каждого к народному достоянию можно бороться за построение коммунистического общества. Долг партийных организаций — всемерно развивать моральные стимулы к труду, создавать все условия для расцвета подлинно коммунистического творчества масс»

Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС внесли большие изменения в плановое руководство промышленностью. В этих решениях разработана важная хозяйственная реформа, которая охватывает производственную деятельность всей многомиллионной армии работников промышленности — рабочих, служащих, инженеров, техников, экономистов, хозяйственных руководителей.

Осуществление хозяйственной реформы в СССР и других странах социализма свидетельствует о том, что ленинские принципы социалистического хозяйствования живут и обогащаются КПСС и братскими партиями стран народной демократии. В успешном их осуществлении — залог победоносного строительства социализма и коммунизма.

Идеологи империализма, проповедники антикоммунизма не гнушаются никакими фальсификациями и передержками для «доказательства» того, что экономическая реформа, намеченная Пленумом ЦК, якобы означает поворот к капиталистическим формам и методам хозяйствования. В этом же духе против решений сентябрьского Пленума ЦК выступают и ревизионисты. Эти утверждения от начала до конца смехотворны и беспочвенны.

Советская страна применяет новые и более эффективные методы строительства коммунизма, а клеветники пытаются эти шаги представить как возврат СССР на позиции капиталистического хозяйствования, замену планового начала стихийным механизмом рыночного регулирования. Они упорно не хотят учитывать главного, что определяет содержание любого общественного строя,— отношения людей, классов к средствам производства, в чьих классовых интересах развивается производство и распределяется прибыль.Ясно, что более эффективное использование товарно-денежных отношений в нашей экономике не изменяет природы социалистической собственности. Общественная собственность на средства производства в Советском Союзе была и остается незыблемой. Социалистическая собственность в СССР развивается по пути к коммунистической собственности. Плановое начало в советской экономике не только сохраняется, но и совершенствуется. Усиление централизованного планового руководства народным хозяйством сочетается у нас с дальнейшим развитием инициативы и самодеятельности предприятий, а это говорит как раз о том, что социалистические принципы хозяйствования применяются все более правильно и эффективно.

На октябрьском, ноябрьском, мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК 1964—1965гг. ив 1966 г. на 23 съезде партия заявила, что по мере развития советского общества формы партийного строительства и методы партийного руководства, формы и методы управления всеми государственными делами не могут оставаться неизменными. Их следует постоянно совершенствовать, улучшать на здоровой основе, проверенной жизнью, практикой коммунистического строительства. Совершенствуя формы организации, стиль и методы своей работы, партия тем самым поднимает свою боеспособность, усиливает свою направляющую и организующую роль с решении задач коммунистического строительства.
Продолжение часть 17.