БОРЬБА ПАРТИИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЕНИНСКОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ. ПОРАЖЕНИЕ ТРОЦКИСТСКО-ЗИНОВЬЕВСКОГО АНТИПАРТИЙНОГО БЛОКА.
Подготовка наступления социализма по всему фронт.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ—ОРГАНИЗАТОР МАССОВОГО КОЛХОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ.
16 СЪЕЗД ПАРТИИ. РАЗВЕРНУТОЕ НАСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА ПО ВСЕМУ ФРОНТУ.
Борьба партии за завершение социалистической реконструкции народного хозяйства. Победа социализма в СССР (1933—1937 гг.)
Деятельность партии по упрочению социалистического общества и укреплению обороноспособности страны (1937—июнь 1941 г.)
КПСС — вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне (июнь 1941—1945 гг.)
ПАРТИЯ — ОРГАНИЗАТОР КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — ОРГАНИЗАТОР ПОБЕДОНОСНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Борьба Коммунистической партии за восстановление народного хозяйства и дальнейшее развитие социалистического общества (1946—1955 гг.)
КПСС — ОРГАНИЗАТОР БОРЬБЫ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
КПСС в период развертывания коммунистического строительства.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ 20 СЪЕЗДА КПСС.
22 СЪЕЗД ПАРТИИ. НОВАЯ ПРОГРАММА КПСС.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА КОММУНИСТИЧЕСКИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ.
23 СЪЕЗД КПСС И ЕГО РЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ.
ВОЗРАСТАНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ КПСС В КОММУНИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
ЗНАЧЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.
Главные итоги героического пути КПСС.

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

В предыдущих главах были рассмотрены вопросы внешнеполитической деятельности партии, ее борьбы за создание материально-технической базы коммунизма и формирование коммунистических общественных отношений. При этом подчеркивалось диалектическое единство и взаимосвязь между созданием материально-технической базы коммунизма, формированием коммунистических общественных отношений и воспитанием нового человека. Задача данной лекции — выяснить значение идеологической работы в строительстве коммунистического общества, в воспитании нового человека.

Главным в воспитании нового человека является формирование коммунистической сознательности. Основой коммунистической сознательности служат идеи марксизма-ленинизма. Марксистско-ленинское учение — великая организующая и преобразующая сила. Идеи марксизма-ленинизма — величайшее богатство нашей партии,всего мирового коммунистического движения. Верность марксистско-ленинскому учению, непримиримость в борьбе с его врагами — незыблемый принцип всей многогранной деятельности партии. Все победы, одержанные нашим народом, завоеваны на основе марксистско-ленинского учения. Марксистско-ленинские идеи имеют огромное значение в развитии общества, так как выражают коренные интересы рабочего класса, народных масс, отвечают потребностям развития материального производства, способствуют уничтожению старого и утверждению нового общественного строя.

Однако революционные идеи не могут сами по себе привести к победе. Для этого необходимо, чтобы они превратились в материальную силу, овладели массами. Коммунистическая идеология вносится в сознание людей партией, ее идеологическими учреждениями, ее пропагандистами и агитаторами, целой системой форм и средств воспитательной работы. «Развитие сознания масс,— писал Ленин,— остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы». Само понятие партии В. И. Ленин определял как соединение научной идеологии, теории научного коммунизма с рабочим движением, с революционной борьбой рабочего класса.

Всемирно-исторические победы в строительстве социализма и коммунизма — результат творческого развития и применения нашей партией марксистско-ленинской теории, результат вооружения ею широких масс трудящихся.

На современном этапе перед партией стоят новые ответственные задачи в области идеологической деятельности. В борьбе за победу коммунизма идеологическая работа становится все более мощным фактором. «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения».

Идеологическая работа партии-составная часть борьбы за коммунизм.
Чем объясняется возрастание значения идеологической работы в современных условиях строительства коммунистического общества?

Во-первых. Коммунизм складывается в ходе планомерной и целенаправленной работы миллионов советских людей, возглавляемых партией коммунистов, на основе намеченной ею исторической перспективы и научных планов созидания нового общества. Для того чтобы обеспечить сознательную и целенаправленную деятельность народных масс, необходимо постоянно выяснять характер и форму проявления объективных законов развития этого общества, разрабатывать грандиозные перспективные планы, что в свою очередь требует усиления роли марксистско-ленинской теории и выдвигает перед партией задачу ее дальнейшего обогащения на основе анализа практики коммунистического строительства. В Отчетном докладе ЦК КПСС 23 съезду говорится: «Ни одно общество не нуждалось так в научной теории, как социалистическое общество. Поэтому теория должна и впредь прокладывать путь практике, обеспечивать строго научный подход к руководству экономи-ческой и культурной жизнью советского народа. Широко поставленная теоретическая работа призвана ярким маяком освещать путь нашей партии».

Поэтому на современном этапе возрастает значение теории научного коммунизма, ее творческого развития, пропаганды и агитации. Осуществление программы коммунистического строительства находится в прямой зависимости от повышения уровня сознательности масс. Чтобы осуществить грандиозные планы построения коммунизма, надо усилить идеологическую работу партии в массах и сделать все для того, «чтобы каждый советский человек видел в заданиях новой пятилетки программу своего личного труда, вносил свой достойный вклад в ее выполнение».

Во-вторых. Перед Коммунистической партией и Советским государством стоит исключительно сложная и ответственная задача — воспитание нового человека, человека коммунистического общества, всесторонне развитого и физически совершенного. Воспитание нового человека — процесс, начало которому положил Великий Октябрь. Особенность современного этапа состоит в том, что надо у всех членов общества сформировать научное мировоззрение и коммунистическую нравственность, умение жить и трудиться при коммунизме. В условиях перехода от социализма к коммунизму должны быть созданы все идеологические и культурные условия для победы коммунизма. Возрастают задачи партии в области образования, культуры, науки и искусства.

В-третьих. Строительство коммунизма происходит в условиях усиления идеологической борьбы между социализмом и империализмом. Поэтому на современном этапе еще больше повышается значение борьбы против буржуазной идеологии, ревизионизма и догматизма. Идеологическая борьба, говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС 23 съезду партии,—«борьба классовая, борьба за человека, за его достоинство и свободу, за укрепление позиций социализма и коммунизма, это борьба в интересах международного рабочего класса».
Идеологическая работа партии — не самоцель, а эффективное средство борьбы за коммунизм. 23 съезд партии указал, что целью идеологической работы партии является «мобилизация трудящихся на успешное решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма, формирование научного мировоззрения, коммунистической морали у всех членов общества, воспитание всесторонне развитой личности».

Основным звеном строительства коммунизма, как известно из предыдущих лекций, является создание материально-технической базы коммунизма. Но, будучи основным звеном строительства нового общества, материально-техническая база не создается сама по себе. Ее создание — дело человека. И совсем не безразлично, каков этот человек, каково его отношение к труду, сколь высок его культурно-технический уровень и т. д. 23 съезд партии отметил, что «в центре идеологической работы должно стоять воспитание трудящихся в духе высокой политической сознательности и коммунистического отношения к труду».

Идеологическая работа должна сыграть важную роль и в решении второй проблемы коммунистического строительства — формирования коммунистических общественных отношений. Чем выше сознательность советских людей, тем успешнее будет происходить стирание различий между городом и деревней, физическим и умственным трудом, между классами, процесс сближения наций, перерастание социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление.

В осуществлении третьей задачи коммунистического строительства — воспитании нового человека — идеологическая работа партии играет ведущую роль. И это закономерно. При капитализме общественное производство держится на дисциплине голода. При социализме, наряду с рождением и утверждением сознательной дисциплины, важным фактором является распределение по труду. В социалистическом обществе существуют не только органы убеждения, но и органы принуждения. В коммунистическом обществе неизмеримо возрастет роль сознательной дисциплины, коммунистических начал нравственности.

В. И. Ленин учил: «Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся...». Сам характер коммунистического производства и распределение предполагает формирование нового человека, его культурное совершенствование.

Таким образом, чем выше ступень общественного развития, уровень научно-технического прогресса, тем сложнее и ответственнее становится человеческая деятельность, тем выше требования к человеку, Поэтому идейно-воспитательная работа, непосредственно связанная с формированием личности человека, составляет принципиальную политическую сторону партийной деятельности в решении трех основных задач коммунистического строительства.

Важнейшим направлением идеологической работы партии является коммунистическое воспитание масс.

Задачи партии в области воспитания коммунистической сознательности.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции под руководством Коммунистической партии в нашей стране широко развернулась настойчивая, последовательная и решительная борьба с нравами и предрассудками старого, частнособственнического мира, с его индивидуализмом, эгоизмом, корыстью. За годы строительства социализма коренным образом изменился характер отношений между гражданами СССР.

«Оказалась битой ставка буржуазных идеологов, которые рассчитывали, что социализм не преодолеет сил инерции и индивидуалистических нравов старого общества. За годы Советской власти выросли поколения людей с высокоразвитой политической сознательностью, новым отношением к труду, воспитанных в духе коллективизма и товарищества, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Выковался новый характер человека — революционера и борца за наше великое дело».

Своей многолетней идейно-воспитательной работой Коммунистическая партия добилась того, что марксистско-ленинская идеология как система научных взглядов стала безраздельно господствующей и в условиях социалистического общества становится мировоззрением всего народа. Но это еще не означает, что научное мировоззрение стало достоянием всех советских людей, каждого советского человека в отдельности. После победы социалистического строя в сознании и поведении людей сохраняются пережитки капитализма, которые тормозят движение общества к коммунизму. Задача состоит в том, чтобы научное мировоззрение стало достоянием каждого советского человека. Лишь обладая научным мировоззрением, знанием теории марксизма-ленинизма, трудящиеся могут глубоко понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и на международной арене, сознательно строить коммунизм.

Научное мировоззрение создается двумя путями, неразрывно связанными между собой: во-первых, образованием, изучением основ наук; во-вторых, воспитанием классового самосознания, собственного убеждения в правоте научного коммунизма, так как мало знать цели и задачи борьбы, надо практически за них бороться, соблюдать нормы социалистического правопорядка и коммунистической морали. Только тогда коммунистическое мировоззрение превратится в личное убеждение.

Для формирования научных взглядов у всех советских людей созданы благоприятные материальные, политические и культурные предпосылки. Страна, большинство населения которой до Советской власти было неграмотным, в результате осуществления ленинских заветов о культурной революции превратилась в одну из просвещенных держав мира.

До Великой Октябрьской революции в общеобразовательных школах всех вузов было 9656 тыс. учащихся, а в 1966 г.— 48 170 тыс.; в царской России в высших учебных заведениях обучалось 127 тыс. студентов, а в 1966 г. в СССР — 4123 тыс. В научных учреждениях, высших учебных заведениях и других советских организациях трудится более 700 тыс. научных работников. Это четвертая часть всех научных работников мира.

С каждым годом повышается образовательный и научно-технический уровень рабочих и крестьян. На 23 съезде отмечалось, что только за последние семь лет число лиц, имеющих среднее (полное и неполное) образование, среди рабочих промышленности увеличилось с 45 до 58%, а среди колхозников — с 23 до 31 %2.

Преобразился духовный облик деревни. Если в царской России на 1 тыс. человек сельского населения приходилось 3 человека с образованием свыше начального, то в 1965 г.— свыше 300 человек.

Успешно преодолено культурное неравенство народов. Уже в 1959 г. численность инженеров, агрономов и техников выросла в Средней Азии и Казахстане в 38 раз, учителей — в 19 раз. В прежде отсталых окраинах царской России, какими были Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, на 10 тыс. жителей приходится учащихся высших учебных заведений больше, чем в Англии, Франции, Италии, Японии. В Якутской АССР число обучающихся в вузах и средних специальных учебных заведениях на каждые 10 тыс. человек значительно больше, чем в Федеративной Республике Германии и Франции.

О чем все это свидетельствует? О том, что в нашей стране созданы объективные условия для формирования научного мировоззрения у всех трудящихся. Однако этот процесс весьма сложен. Цель достигается не самотеком, а лишь в результате активной идеологической работы, использования всех средств идейного влияния на массы.

Ленинской партией на основе богатого исторического опыта выработаны действенные формы и методы формирования научного мировоззрения у коммунистов и всех трудящихся. «Основой всей идеологической работы партии является пропаганда идей марксизма-ленинизма»,— говорится в резолюции 23 съезда партии по Отчетному докладу Центрального Комитета КПСС.

Для овладения марксистско-ленинской теорией огромное значение имеет публикация второго издания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, пятого Полного собрания сочинений В. И. Ленина в 55 томах. Произведения В. И. Ленина изданы в СССР тиражом в 323 млн. экземпляров. За годы Советской власти произведения К. Маркса и Ф. Энгельса изданы тиражом более 80 млн. экземпляров.

Глубокому изучению мировоззренческих дисциплин среди коммунистов способствует система партийного просвещения. Последовательное прохождение ее трех звеньев — низшего, среднего и высшего — дает возможность глубоко овладевать научным мировоззрением.

Коммунистическая партия проявляет огромную заботу о подготовке и переподготовке своих кадров. Важную роль в этом играют партийные учебные заведения. За последние 20 лет районные партийные школы, межобластные и республиканские высшие партийные школы, Высшую и заочную Высшую партийные школы и Академию общественных наук при ЦК КПСС окончило 159 тыс. человек.

По решению Центрального Комитета созданы постоянно действующие курсы по переподготовке руководящих партийных и советских кадров с месячным сроком обучения.

Важнейшим средством формирования марксистско-ленинских взглядов у трудящихся является система массовой пропаганды (университеты культуры и общественно-политических знаний, лектории, чтения по политическим и теоретическим проблемам, школы коммунистической пропаганды и другие формы). В 1966 г. в нашей стране действовало 16 тыс. народных университетов. Лекторами общества «Знание» было прочитано 16 млп. лекций.

Ударными силами идеологического воздействия является печать, радио, кино, телевидение. В СССР издается 7700 газет, почти 4 тыс. журналов. Ежегодно выходит в свет более миллиарда с четвертью экземпляров книг и брошюр. В Стране Советов выпускается На одного человека в 9 раз больше книг, чем в дореволюционной России. Из издаваемых на всем земном шаре книг каждая четвертая выпускается в СССР.

Широкое развитие в нашей стране получают радио и телевидение. В 1966 г. в стране насчитывалось свыше 70 млн. приемников и радиотрансляционных точек, работало 120 телевизионных центров. В 1970 г. в Советском Союзе будет 40 млн. телевизоров.

Печать, радио, кино, телевидение — это массовые средства информации и приобщения трудящихся к ценностям культуры и в то же время активный фактор их коммунистического воспитания.Воспитание нового человека предполагает формирование у него коммунистической морали, высшим принципом которой является преданность делу коммунизма. В. И. Ленин указывал: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Важнейшей составной частью коммунистического воспитания является воспитание всех граждан СССР в духе советского социалистического патриотизма. Советский патриотизм — это любовь к своей Родине, чувство гордости за советский образ жизни, за тот героический и славный путь, который народы нашей многонациональной страны прошли под руководством ленинской партии, под знаменем Великого Октября за последнее полустолетие своей истории.

Это путь от помещичье-капиталистического эксплуататорского строя к коренным социалистическим преобразованиям, к обществу, не знающему эксплуатации, экономических кризисов и безработицы; от политического бесправия трудящихся — к социалистической демократии; от национального угнетения народов — к их свободе и равенству во всех областях общественной жизни, дружбе и братскому сотрудничеству; от технико-экономической отсталости страны к современной индустрии и механизированному коллективному сельскому хозяйству; от неграмотности — к невиданному расцвету народного образования, науки и культуры.

Воспитание нового человека связано с преодолением пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Пережитки капитализма — «родимые пятна» старого общества. К ним принадлежат тунеядство, паразитизм, националистические и шовинистические предрассудки, стяжательство, стремление взять себе побольше и поменьше дать обществу, пьянство, хулиганство и др.

Огромный вред делу коммунистического строительства наносят религиозные предрассудки. Религиозность уродует человека духовно, отстраняет его от общества.

В стране развитого социализма нет пи политических, ни экономических основ для возникновения отсталых взглядов и настроений. Чем же объясняется их существование?

Во-первых, тем, что социализм вырастает из недр капитализма, который несет в новое общество свои традиции и привычки. К этому надо прибавить, что сознание людей может отставать от их бытия, изменяется не сразу вслед за изменением в бытии, а поэтому традиции мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых. Пережитки прошлого необычайно живучи. Они не могут отмереть сами по себе и сохраняются в быту и сознании людей долгое время после того, как исчезают породившие их объективные причины. Во-вторых, в наше общество из капиталистического мира проникает буржуазная идеология и кое-кто попадает под ее тлетворное влияние.
В-третьих, наличие пережитков капитализма в сознании советских людей объясняется в известной мере причинами субъективного порядка (ослабление контроля над мерой труда и потребления, недостатки в идеологической работе, в воспитании и т. д.).

Советское государство разрабатывает действенные меры борьбы с различными антиобщественными проявлениями в быту и на производстве, используя все формы убеждения и принуждения. Трудящиеся массы с удовлетворением встретили постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР и Указ Президиума Верховного Совета СССР о мерах искоренения хулиганства и преступности. Эти меры предполагают усиление как воспитательных, так и принудительных мер к пьяницам и хулиганам. Борьба с пережитками капитализма — острая борьба между социалистической и буржуазной идеологиями.

Идеологическую борьбу партии в наши дни часто называют идеологическим фронтом. Действительно, борьба двух идеологий — отражение в духовной жизни общества борьбы двух социальных систем в мире, всемирно-исторического перехода человечества от капитализма к социализму, коммунизму, составляющего основное содержание нашей эпохи.

Империализм предпочел бы раздавить страны социализма военной силой, но времена меняются, и теперь империалисты делают главную ставку на идеологические диверсии. Они выбросили откровенно авантюристический лозунг: «Врезаться в самое сердце коммунистической идеологии!», иначе говоря, перенести войну в область идеологии.

Главным направлением в идеологии современного империализма является антисоветизм, его характерной особенностью по сравнению с довоенными годами — консолидация антисоветских пропагандистских сил в международном масштабе. Центрами антисоветизма выступают США и Западная Германия. «Мы должны,— говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС 23 съезду,— всегда помнить, что наш классовый враг — империализм. Он ведет подрывную деятельность против социалистического строя, его принципов, идеологии и морали».

Официальный североамериканский орган антисоветизма — Информационное агентство (ЮСИА) — имеет 239 отделений в 106 странах, в нем заняты 13 тыс. человек, из которых 9,3 тыс. орудуют в филиалах за рубежом. Агентство располагает радиослужбой «Голос Америки», издает 66 журналов и 20 газет на 25 языках. При 17 ведущих университетах в США существуют «центры советологии». В ФРГ занимаются вопросами пропаганды свыше 90 институтов и обществ. Вдоль границ социалистических государств создано кольцо радио и телевизионных станций, вроде станций «Радио свободы»,вещающей на 19 языках народов Советского Союза, «Свободная Европа».

Хор антисоветских пропагандистов на все лады извращает внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза, в ложном свете изображает положение классов и наций в СССР, условия развития семьи и личности. Особую ставку держат они на советскую молодежь. Так, один из западногерманских антисоветчиков Арнольд Бухгольц прямо заявляет, что в ставке на идейное перерождение коммунизма особое значение надо придавать советской молодежи, «четвертому поколению», «поколению 20—30-летних», которое не переживало периода социалистического строительства, второй мировой войны.

В борьбе с марксизмом-ленинизмом буржуазные идеологи используют различные приемы и методы. Одни пытаются доказать, что учение Маркса — Энгельса — Ленина устарело, непригодно для второй половины XX в. Имея в виду таких идеологов, Л. И. Брежнев заявил 3 ноября 1967 г. перед лицом всего мира с трибуны Дворца съездов:«Сколько раз приходилось нам, коммунистам, слышать рассуждения о том, что марксистско-ленинское учение устарело, утратило свое значение. Идеологи буржуазии, реформисты и ревизионисты, мелкобуржуазные путаники твердят: как можно сегодня в практической деятельности руководствоваться теорией, созданной много десятилетий назад? Все зависит от того, какова эта теория, отвечаем мы таким критикам.

Да, история знает десятки и сотни примеров того, как теории, концепции, целые философские системы, которые претендовали на то, чтобы обновить мир, не выдерживали испытания временем, рассыпались в прах, бесславно гибли при столкновении с жизнью. Именно такая судьба неизбежно постигает всех, кто пытался и пытается заменить науку марксизма-ленинизма хитроумными фальсификациями, приспособленными к интересам буржуазии, или оторванными от жизни псевдореволюционными скороспелыми теориями».

Иной была и будет судьба марксизма-ленинизма — тесно связанного с революционной практикой, с реальной жизнью, вечно живого и развивающегося учения.

Чтобы ввести в заблуждение трудящиеся массы, многие буржуазные теоретики и пропагандисты всячески фальсифицируют марксистско-ленинскую теорию, историю нашей партии и народа, историю стран народной демократии и братских партий.

Некоторые фальсификаторы марксизма-ленинизма пытаются подменить исторические законы данными биологии (социал-дарвинизм, мальтузианство, расизм). Человек — часть природы, а следовательно, говорят они, развитие человеческого общества подчинено тем же законам, что и развитие животного мира. А отсюда сильный всегда побеждает слабого, классовая борьба — одно из извечных проявлений борьбы за существование (естественный отбор), система капитализма, колониальный гнет, война — явления, заложенные в биологической сущности человека. Буржуазные газеты, журналы, кино культивируют низменные инстинкты, воспевают насилие и убийства. Все это делается для того, чтобы затормозить развитие политического сознания масс. С целью распространения буржуазных взглядов в странах социализма империалистические идеологи пропагандируют идею «мирного сосуществования» различных идеологий. Эта идея получила название тактики «наведения мостов».

Проповедь «мирного сосуществования» в области идеологии — это маневр, рассчитанный на идеологическое разоружение коммунизма. Логика классовой борьбы такова, что мирного сосуществования в области идеологии быть не может. Еще в начале 20 в. В. И. Ленин на глубоком анализе более чем полувековой истории зарождения и развития социалистической (марксистской) идеологии и ее борьбы против буржуазной идеологии в своей книге «Что делать?» сделал вывод: «...вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и ие может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому т/кос умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

Правильность ленинского вывода подтверждается всей дальнейшей историей международного рабочего, коммунистического движения. Поэтому этот вывод стал основополагающим принципом в идеологической борьбе марксизма-ленинизма всего мира. «Борьба против буржуазной идеологии, — сказано в Отчете ЦК 23 съезда» для КПСС,— должна быть при всех обстоятельствах бескомпромиссной, ибо это борьба классовая...».

Превратить идеи в убеждения можно лишь на основе революционной практики. «Без работы, без борьбы,— учил В. И. Ленин,— книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества».

Коммунистическое воспитание предполагает воспитание таких людей, которые не только мыслят,  и действуют по-коммунистически. Сердцевиной всей работы по коммунистическому воспитанию партия считает трудовое воспитание.
Что такое трудовое воспитание? Это воспитание коммунистического отношения к труду, превращение труда в глубоко осознанное выполнение каждым гражданином первейшего долга перед социалистической Родиной, а затем, в ходе утверждения коммунизма, превращение труда в первую жизненную потребность.

Труд—важнейшее средство всестороннего развития личности. Только в труде человек может выявить свои способности и развить их; через общественно полезный труд формируются нравственные черты человека: сознание общественного долга, коллективизм, целеустремленность, аккуратность, дисциплинированность.

Труд, с одной стороны, источник создания общественного богатства, а с другой — незаменимое средство формирования нового человека, члена коммунистического общества. Вот почему 23 съезд КПСС с новой силой подчеркнул решающую роль труда в формировании нового человека.

Партия придает первостепенное значение воспитанию сознательной дисциплины у всех трудящихся. Требование безусловного выполнения законов и правил трудовой дисциплины, подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС 23 съезду партии, не только не противоречит демократическим основам советского строя, а, наоборот, обусловливает развитие и расширение советского социалистического демократизма.

Форм и методов борьбы за укрепление трудовой дисциплины много. Главными из них являются методы убеждения и воспитания. Но там, где их недостаточно, нужны и методы принуждения. В постановлении ЦК КПСС «О работе партийных организаций Тульской области по воспитанию социалистической дисциплины труда в коллективах промышленных предприятий и строек» разработана целая система действий партийных, хозяйственных, общественных организаций и идеологических учреждений по трудовому воспитанию трудящихся. В постановлении подчеркивается, что строжайшее соблюдение дисциплины, порядка и организованности, честное отношение к труду, к социалистической собственности должны стать нормой поведения каждого человека.

Труд на благо общества — священная обязанность каждого советского человека. Проявлять коммунистическую сознательность — это значит относиться к труду, как к патриотическому долгу, чувствовать личную ответственность за выполнение плана, за положение дел на предприятии, стройке, в учреждении, заботиться о сохранении и умножении общественного достояния, рачительно относиться к каждому рублю народных средств, к каждому килограмму угля, металла, цемента, нефти.
Отдельные литераторы в качестве чуть ли не героев нашего времени преподносят этакую «ущербную личность», безусых нытиков, скептиков и разочарованных индивидуалистов. Нередко однобоко изображаются годы Великой Отечественной войны. Упор делается на муки, страдания и горе и не показывается мужество и героизм народа-воина, народа-героя, народа-победителя.

Коммунистическая партия проявляла и впредь будет проявлять заботу о развитии литературы и искусства. Партия направляла и будет направлять деятельность творческих организаций и учреждений, оказывая им всемерную поддержку и помощь. Партия выступает против администрирования и произвольных решений в области литературы и искусства. Вместе с тем она всегда руководствуется ленинским принципом партийности искусства в оценке творчества писателей, поэтов, художников.

Высшее общественное назначение советской литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма. Партия ожидает от творческих работников новых значительных произведений, которые покоряли бы глубиной и правдивостью отображения жизни, силой идейного пафоса, высоким художественным мастерством, активно помогали бы формированию духовного облика строителя коммунизма, воспитывали бы в советских людях чувства гражданственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Историческая миссия советской литературы и искусства состоит в том, чтобы прокладывать столбовую дорогу мировой культуре, вносить достойный вклад в фундамент культуры будущего.

Органической частью культурной жизни нашей страны стало массовое, самодеятельное искусство. Миллионы советских людей, участвуя в самодеятельных коллективах, развивают свои дарования и эстетические вкусы. Художественная самодеятельность — замечательное средство приобщения народных масс к культурным ценностям, гармонического развития человека .

Воспитание подрастающего поколения.
Особое значение партия придает воспитанию молодежи. В. И. Ленин указывал: «Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодежи. Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь. Мы партия самоотверженной борьбы с старым гнильем, а на самоотверженную борьбу всегда первою пойдет молодежь... Мы всегда будем партией молодежи передового класса!» .

В наши дни эти слова В. И. Ленина звучат с особой силой.

«Молодежь — наше будущее,— говорится в Отчетном докладе ЦК 23 съезду КПСС.— Мы хотим, чтобы она постоянно чувствовала связь времен наших революций, училась воспринимать жизнь во всей ее глубине и сложности, сознавать свою роль и ответственность за построение коммунизма. Советской молодежи свойственна революционная романтика — романтика трудового подвига, человеческого благородства, высоких духовных идеалов, готовность защищать Родину от любых посягательств врагов».

При решении вопросов воспитания подрастающих поколений строителей коммунизма партия учитывает то новое, что внесли в жизнь, в обучение молодежи радио, телевидение, кино и другие средства духовного воздействия. Учитывается также и то огромное значение, которое приобрели в связи с научно-технической революцией физика, химия, математика, электроника, кибернетика и т. д.

Партия коммунистов, весь советский народ верят в творческие силы молодежи. Преемственность поколений, могучая сила революционных традиций ярко проявляются в практических делах молодежи, в ее высоких идейных устремлениях. Деятельность Ленинского комсомола — активного помощника партии, вожака и организатора советской молодежи — приобретает все большие масштабы. Молодежь принимает эстафету поколений.

15 съезд ВЛКСМ призвал комсомольские организации принять непосредственное участие в строительстве важнейших объектов, в развитии производительных сил Сибири, Севера и Дальнего Востока. За годы семилетки более 1 млн. советских юношей и девушек были направлены комсомольскими организациями на важнейшие стройки страны. В горниле ударных строек юноши и девушки получают закалку как специалисты, как люди будущего. Тысячи из них награждены орденами и медалями за ударный труд на стройках семилетки. За шефство над важнейшими индустриальными объектами городские комсомольские организации Рудного, Жданова, Кривого Рога, Норильска, Волжского, Братска награждены орденами Трудового Красного Знамени.

При активном участии молодежи введены в действие новые мощности металлургических гигантов Магнитогорска, Кривого Рога, энергоблоки на Киевской ГЭС, Ново-Прибалтийской, Беловской, Заинской, Бурштынской ГРЭС, завершено сооружение железнодорожных трасс Абакан — Тайшет, Макат — Актау, газопровода Бухара — Урал, нефтепровода Шаим — Тюмень, осваиваются десятки новых производств химической, нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Коммунистическая партия придает большое значение участию молодежи в ударном строительстве по освоению восточных и северных районов страны. Участие молодежи в ударных стройках —-это не только начало романтики трудных дорог, но и школа трудолюбия, мужества, готовности на подвиг. Трудовые подвиги советской молодежи вписаны золотыми буквами в историю нашей Родины.

Высокую оценку дала партия комсомолу как авангарду советской молодежи в постановлении ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи».

За пятьдесят лет, говорится в постановлении ЦК, в рядах комсомола получили идейную закалку около ста миллионов человек, миллионы его воспитанников приняты в ряды КПСС. Организаторская и воспитательная деятельность ВЛКСМ, его вклад в великие достижения нашей Родины достойно отмечены шестью орденами Советского Союза. Преданностью идеям коммунизма, великому делу партии, инициативой и неиссякаемой энергией в строительстве социализма и коммунизма комсомол снискал глубокое уважение всего советского народа.

Но бывает и так, что кое-кто из молодежи ставит личные интересы выше общественных. Есть еще среди нее лежебоки, нравственные калеки, нытики, скептики.

Наша молодежь патриотична, грамотна, любознательна. Но она не прошла школы отцов. И в этом не ее вина. Она нуждается в умном и добром совете. Поэтому партия, комсомол, наши учебные заведения, общественные организации должны воспитывать у молодых правильные коммунистические взгляды на общество,труд, семью.

Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет система народного образования. В школе закладываются основы формирования личности.

Партия выдвигает задачу: завершить к 1970 г. в основном переход к всеобщему полному среднему образованию. «Среднее образование,— говорится в Программе КПСС,— должно обеспечивать прочное знание основ паук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения» .

23 съезд отметил, что советская школа имеет немало достижений. Впервые в истории создана подлинно демократическая система просвещения. Но есть в ее работе и серьезные недостатки: обучение школьников все еще слабо связано с потребностями современного высокомеханизированного производства, учебные планы часто меняются, программы перегружены, по ряду дисциплин нет стабильных учебников, мало уделяется внимания физической и эстетической подготовке школьников.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в 1966 г. приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В нем разработаны меры по дальнейшему улучшению работы средней школы: осуществление планомерного и организованного перевода средней школы на новые учебные планы и программы, создание стабильности, последовательное осуществление принципов политехнического обучения, трудового воспитания и др.

В текущем пятилетии средняя школа и техникумы будут ежегодно выпускать 4—5 млн. человек. Возрастет значение профессионально-технического обучения. Прием в профессионально-технические училища предполагается увеличить к концу пятилетки до 1,7—1,8 млн. человек в год.

В восьмой пятилетке дальнейшее развитие получит среднее специальное и высшее образование. Если в 1965/66 учебном году в высшей школе обучалось 3 млн. 830 тыс. студентов, то к концу пятилетки в вузах страны будет обучаться около 5 млн. студентов. Партия и Советское правительство систематически направляют работу высшей школы. Она призвана готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих широким теоретическим и политическим кругозором. У советского человека должно быть не только звание специалиста, врача, инженера или агронома, но и сердце патриота, гражданина СССР.

Важное значение в воспитании молодежи имеет изучение общественных наук, истории и теории научного коммунизма. Молодежь должна гордиться нашей замечательной историей, своим старшим поколением, которое, идя неизведанными путями, создало могучее социалистическое государство, отстояло его в беспримерной борьбе с врагами, добилось успехов, поражающих весь мир.

Осуществление планов коммунистического строительства, подчеркивается в постановлении ЦК КПСС о 50-летии ВЛКСМ, будет тем успешнее, чем выше сознательность подрастающей смены. Только люди высокой идейной убежденности, политической зрелости, образованности, крепкой дисциплины и организованности, не боящиеся никаких трудностей и испытаний, могут с честью решить задачи, выдвинутые историей перед социалистическим строем.

Наши специалисты, подчеркнул 23 съезд партии, должны не только в совершенстве владеть своей специальностью, но и знать законы общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, обладать широким кругозором. Без ясного понимания политики партии и государства, без глубокого изучения марксистско-ленинской теории не может быть сознательного строителя коммунизма. Советские студенты должны глубоко и систематически изучать труды В. И. Ленина. В них наше знание, сила и оружие.

Жизнь предъявляет высокие требования ко всей работе среди молодежи. Повышение уровня, обогащение содержания и форм идейно-воспитательной работы среди учащихся — одна из важнейших задач КПСС.Идеологическая деятельность ленинской партии в настоящее время ведется в условиях все более широкого развертывания и углубления общественно-политической и трудовой активности советских людей — строителей коммунизма, в обстановке напряженной классовой борьбы на международной арене. Как указывается в Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, главными задачами идеологической работы, определенными партийной Программой и решениями 23 съезда КПСС, являются прежде всего развитие политической сознательности и коммунистического отношения к труду и общественной собственности, воспитание трудящихся, молодежи в духе советского патриотизма, пролетарского интернационализма, непримиримости к буржуазной идеологии, готовности защищать завоевания социализма .
Продолжение часть 20.