http://s1.uploads.ru/t/UWiZ9.png

Если соотнести время жизни человека со временем существования города, то интересно, какой придется выбрать «масштаб»? Другими словами, 218 лет - много или мало? Это юность, молодость или зрелость? Наверное, тут всё относительно, как учил нас Альберт Эйнштейн, главное - с какой стороны смотреть.

Посмотрим на Рим, Афины, Иерихон, Дамаск, Сиракузы или Город мёртвых - Луксор, этим городам по 2500 — 3000 лет минимум, и два с небольшим века жизни Одессы выглядят как слегка затянувшееся детство. Время, когда всё еще впереди. При этом столь краткая по хронологическим меркам эпоха оставила весьма и весьма ощутимый исторический след. Заметьте, никто не праздновал 100-летие или даже 200-летие Афин, Рима, или куда более молодых Парижа с Москвой. Праздновать было просто нечего, эти великие города через век — два после того, как появились, оставались, по сути, маленькими деревушками. Рим впервые отметил только свое 1000-летие, а та же Москва - 700-летие. Одесса в первые сто лет рванула с совершенно пустого места, где фактически не было пресной воды и не росло ни одного дерева, в третий по значению город крупнейшей континентальной империи. Так что отмечать было что.

День рождения человека или города — это своеобразный «личный новый год». Символично и то, что на Руси новый год долгое время отмечали

1 сентября, то есть почти тогда же, когда началось строительство Одессы. И сегодня, по случаю приближения очередной годовщины, мы расскажем о некоторых важных, на наш взгляд, «одесских сентябрях».

1794

Если точная дата основания города неизвестна, то обычно сочиняется легенда о том, как некий человек, братья или странствующее племя, увидев красивое или удобное место, решали остаться там навсегда. С Одессой было примерно так же, только имена тех, кому приглянулось место, где теперь стоит наш город известны. Поскольку люди эти были не только военными, но и инженерами, то, составив план будущего города, они обратились за соответствующим разрешением к «начальству». Им тогда была императрица Екатерина 2-я. Доводы показались убедительными, и 27 мая 1794 г. указ об основании города был подписан. 22 августа (2 сентября по новому стилю) 1794 года с благословения Митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила были начаты первые строительные работы.

На карте мира появился новый город.

1799

Эта дата показывает когда первые годы новорожденного были мучительны. Екатерина 2-я вскоре умерла, Дерибас и Деволан оказались в опале, а занявший престол Павел 1-й относился с явным отвращением решительно ко всему, что затевала его матушка в последние годы своего царствования. Он не планировал выделять ни копейки на какой-то там городок у Черного моря. А деньги были нужны, и нужны срочно. Прежде всего, для достройки порта, без этого стоянки кораблей в Одесском заливе были небезопасны. К отсутствию средств добавился неурожай, война и землетрясение 1799 года. Существование только что возникшей Одессы было поставлено под удар, пятилетний юбилей мог стать первым и последним, поэтому царя нужно было как-то заинтересовать.

Пошли даже на обман августейшей особы, прислав ему партию греческих апельсинов («померанцев»), которые выдали за «одесские». Апельсины царю понравились, деньги были выделены, а Одесса — спасена от гибели.

1812

Еще одна дата, только на этот раз гораздо более страшное испытание, поджидало наш город к 18-й годовщине, двести лет назад. В самый разгар войны с Наполеоном, когда вся страна испытывала большой патриотический подъем, в Одессе случился ряд загадочных смертей среди артистов гастролировавшей здесь итальянской оперной труппы. Затем начали умирать одесситы. Но только через месяц, в конце августа, главный доктор карантина Ризенко произнес роковое: «Господа, это чума!»

Власти среагировали, как нужно: создали медицинский совет, который разделил город на секторы, врачи осмотрели все дома.Были приняты меры по сведению к минимуму контактов между людьми, учрежден так называемый особый карантин. Но время было упущено: начиная с 1 сентября смертность стала массовой -умирало по 20 и более человек в день.

Понимая фатальность сложившегося положения, Ришелье принимает беспрецедентные карантинные меры — санитарный кордон устанавливается по всему юго-западному краю, морская торговля и даже ловля рыбы запрещаются.

С 13 сентября Одесса окружается плотной карантинною цепью, с запретом выпускать оттуда любого человека под любым предлогом. Тоже не помогает.

В ноябре город полностью замирает - закрываются даже церкви, но счет умерших идет на тысячи. Только к концу года эпидемия пошла на убыль. В итоге из двадцати тысяч жителей города заболели чумой 4038, умерли 2632 человека, в том числе и четыре лучших врача: Ризенко, Кирхнер, Пилькевич и Капелло.

Так внезапно вспыхнувшая эпидемия чуть не убила город на самой заре его существования.

1817

Свой 23-й День рождения Одесса встречала в статусе города порто-франко. Считается, что именно подобная привилегия дала наиболее мощный толчок к ее развитию за все время существования. Режим беспошлинной торговли сделал одесский порт монополистом по ввозу и вывозу товаров с южного направления, а количество тех, кого мы сейчас называем «бизнесменами» быстро увеличилось минимум в 10 раз.

Ввозя сырье без пошлины, предприниматели открывали в черте порто-франко перерабатывающие заводы. Произведенная на них продукция считалась выпущенной в России и без пошлин продавалась внутри страны. А часто продукция, произведенная в Одессе из завозного сырья, не выходила за пределы города и отправляясь за границу. Профит — очевиден!

1844

Наверное, мирные даты описывать не так интересно как войны, революции или социальные катаклизмы, но вот жить всё-таки лучше именно в мирные. Одесса быстро росла за счет порто-франко, и в полувековой юбилей грузооборот зерна одесского порта превысил грузооборот всех портов США, вместе взятых. Это ли не показатель?

1859

Этот по-своему тоже юбилейный (65-й) день рождения Одесса встречала «обычным городом» — порто-франко было отменено. Скептики предрекали свертывание торговли и стагнацию, но ничего подобного не произошло, хотя первые годы действительно наблюдался небольшой спад. Вскоре для Одессы открылись новые возможности: на 70-й год своего существования она уже принимала поезда - была построена дорога, соединившая ее с Балтой. Эта дорога на тот момент оказалась одной из важнейших в империи.

А уже к 80-му Дню рождения Одесса была связана железнодорожным сообщением со всей Россией.
1873

Уникальность этой даты для Одессы как нового города состояла в том, что его основали очень далеко от полноценного источника пресной воды — пожертвовали таким важным фактором ради удобной бухты и удобства для размещения крепости.

Конечно, скептики указывали на это даже самой Екатерине, и есть легенда, что Ришелье на ее вопрос ответил на родном ему французском языке: «Assez d’eau!» («Ассе до!»), что переводится как «воды достаточно». Зная, что реальная ситуация выглядит совсем по-другому, фразу стали произносить наоборот — «Одесса», и именно так появилось название нашего города.

Но факт оставался фактом: в 1796 году ведро воды стоило 10-15 копеек, в то время как фунт мяса стоил 20 копеек.

Вся первая половина 19 века в Одессе — это попытки «добыть воду» самыми изощренными способами. Возможно, если бы эта проблема не была бы вовремя решена, Одесса потеряла бы темп в своем стремительном развитии. Мы сами на 60% - вода. Поэтому к концу шестидесятых годов 19 века инженеры Доминикан и Головачев разработали уникальный технический проект водопровода «Днестр - Одесса». Он был одобрен специальной комиссией в 1870 году, а за строительство взялась московская фирма «Швабен и Моор».

И вот 3 сентября 1873 года произошло одно из самых важных событий в жизни Одессы: к нам пришла «большая вода». На Соборной площади вокруг специально сооруженного грота-фонтана (он сохранился до сих пор) собралась огромная толпа.Под звуки духового оркестра из грота взметнулась мощная струя днестровской воды, быстро наполняя чашу бассейна.

Так был введен в эксплуатацию самый современный на тот момент водопровод в Европе, дававший до двух миллионов ведер воды в сутки, а по протяженности - самый длинный в России. Теперь развитие Одессы пошло просто сумасшедшим темпом.

1887

Эта дата относится к Оперному театру.Вначале 1873 года Одесса осталась без Оперного театра - полностью сгорело старое деревянное здание. Такое безобразие не могло продолжаться долго, городу нужен был театр, соответствующий его растущему статусу и, отдадим должное тогдашним одесским властям, они не поскупились на средства, чтобы выстроить здание, которое до сих считается и, наверное, всегда будет считаться первым в городе. Смета была огромной—полтора миллиона рублей.

Театр сдали в обусловленный контрактом срок — 15 сентября 1887 года, он был оснащен самым и передовыми «наворотами» того времени - электричеством и паровым отоплением.

«Одесский театр лучший в мире!»-воскликнул архитектор Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и вручил городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ.

Открытие помпезного здания состоялось через две недели после сдачи в эксплуатацию - 1 октября 1887 года.

1894

Сто лет - первая дата, которую городские власти решили отметить. Отметить по-настоящему, с размахом. Были подготовлены специальные издания, исторические очерки и путеводитель по городу.

Главным стал сборник «Столетие Одессы», рассказывающий об основных событиях, произошедших как во времена, предшествующие основанию Одессы, так и за 100 лет её существования, а также о выдающихся деятелях в истории города.

Гвоздем программы, вокруг которого, собственно, и разворачивалось празднование, стала закладка памятника основателям Одессы, известного сейчас больше как памятник Екатерине 2-й.

Крестный ход, в котором участвовало всё городское духовенство во главе с епархиальным архиереем Иустином, войска, представители учебных заведений, сиротских домов, шел от Соборной площади к памятнику Дюку, на подножие которого городской голова Г. Г. Маразли возложил венок. Затем процессия перешла на Екатерининскую площадь, украшенную флагами, гербами Одессы, экзотическими растениями, гирляндами. Там-то и был заложен первый камень в будущий монумент, законченный в 1900 году.

Также к столетию Одессы знаменитый промышленник Санценбахер построил цирк-варьете, первое и до сегодняшнего времени единственное специальное цирковое здание, поразившее современников огромным количеством железных конструкций. Он и сейчас сохранился фактически в первозданном виде.

1910

Дата начала строительства трамвайных путей.Одесса в начале 20-го века, будучи третьим по населению и, что самое главное, по значению городом Российской Империи, все еще не имела трамвая, который давно уже был в куда более мелких и малозначительных городах.

Разгадка проста: бельгийские концессионеры, построившие в 80-е годы 19 века в Одессе конно-железную дорогу, стремились выжать из нее максимум, и переход на куда более современный трамвай затягивали настолько, насколько было возможно.

Но население Одессы уже приближалось к полумиллиону.

Тянуть было уже нельзя и вот, что называется, час настал - 24 сентября 1910 года произошло самое важное событие в истории городского транспорта: по маршруту Греческая площадь - Александровский сад (сейчас - парк Шевченко) проехал первый трамвайный маршрут.

За последующие пять лет протяженность трамвайных линий существенно выросла, одесский трамвай стал главным транспортным средством. В нынешнем году, через 102 года после его запуска, американский финансово-промышленный журнал «Форбо составил список наиболее занимательных трамвайных маршрутов мира. Список оказался небольшим -всего 12 позиций. Тем не менее одесский трамвай, несмотря на то, что вагоны в нем самые обычные, вошел в их число, наряду с американским канатным, гонконгским двухэтажным, австрийским горным, иерусалимским пуленепробиваемым и другими необычными трамваями, на которых надо непременно прокатиться

1919

125-летний юбилей Одесса встречала очередной сменой власти, ведь шла Гражданская война. Кого только она ни видела за эти годы! 23 августа 1919-го Одессу в считанные часы освободил от красных небольшой отряд Добровольческой армии генерала Деникина. Белые. Операция вошла в историю под названием «Одесский десант».

Эта была предпоследняя смена «цвета» в той войне: 8 февраля 1920 года в город надолго придет Советская власть.

1941

Дата когда День города фактически совпадает с днем начала учебного сезона, но вот в первый день сентября 1941 года одесские дети в школы не пошли. За парты они сели только две недели спустя. Причиной тому, конечно же, была война. Одесса готовилась к обороне и сдаваться не собиралась.

2 сентября на позиции двух полков, защищавших западный сектор, повели наступление 6 румынских дивизий. Несмотря на большие потери, румынам  удалось несколько оттеснить наши части. А вот в восточном секторе недавно сформированная Одесская дивизия сдержала атаку, даже перешла в наступление. В порту в этот день производилась разгрузка транспорта «Белосток» с боеприпасами. В самом начале работ к порту прорвались 18 вражеских бомбардировщиков. Начался и артобстрел.

Но фронт испытывал крайнюю нужду в снарядах. Уже ждали погрузки 20 автомашин с передовой. Портовики сгружали снаряды прямо под бомбами. Закончив разгрузку, пароход эвакуировал 1680 воспитанников детских домов. 4 сентября 1941 г. «кондукатор» Румынии Антонеску издал приказ, в котором, в частности, говорилось: «Позор такой армии, которая вчетверо, впятеро превосходила неприятеля по численности, превосходила вооружением и вместе с тем сдерживалась на одном месте небольшими советскими частями».

1944

Свой полуторавековой юбилей Одесса встречала освобожденной от немецко-румынских оккупантов, но одесситам предстояла огромная работа по ее возрождению. И хотя разрушения в Одессе были куда меньшими, нежели в Сталинграде, Минске, Киеве или Харькове, говорить, что город не слишком пострадал от войны, неверно.

Фактически почти полностью был разрушен порт, в последний день оккупации взорван вокзал, разрушена трамвайная сеть. Были уничтожены почти все предприятия пищевой промышленности: не уцелел ни один хлебозавод. Большой урон был нанесен жилищному фонду, пострадали оздоровительные и культурнопросветительские предприятия, больницы, санатории, дома отдыха, музеи, театры и кинотеатры.

Однако мирная жизнь быстро налаживалась: к сентябрю 1944 года в Одессе функционировали школы, театры, кинотеатры, ходили трамваи, восстанавливались сети уличного освещения и телефонной связи.

1954

Новейшую историю Одессы можно отсчитывать с даты 10 апреля 1944 года. И если первые послевоенные годы город был занят большей частью восстановлением промышленности и систем жизнеобеспечения, то в начале 50-х начали массово возводить дома, которые мы называем «сталинскими». Они и сейчас ценятся очень высоко.

Посмотрите на даты — а они стоят на многих из них: «1953», «1954». Разрушенный вокзал, как объект стратегический, был отстроен заново чуть раньше—в 1952 году. К десятому году после освобождения Одесса залечила раны нанесенные войной.

1974

Дата когда в начале 70-х годов 20 века население Одессы стремительно приближалась к миллиону. Достижение статуса города-миллионника расценивалось как очень важное, так как в Советском Союзе к нему много чего прилагалось.

Кстати, только городам с населением миллион и выше позволялось иметь газету со словом «вечерняя» в названии. Один из лозунгов «Юморины» 1973 года так и звучал: «Студент! Что ты сделал для того, чтобы в Одессе появился миллионный житель?».

Однако таковой официально появился лишь в декабре 1974-го. И не в семье студента. Но и здесь Одесса оказалась необычным городом - статус миллионника она получила «авансом».

Ей разрешили создать «вечернюю» газету в июле 1973 года. Так родилась «Вечерняя Одесса», быстро ставшая главной местной газетой. Таким образом, в свой 179-й день рождения Одесса вступала формальным, а в 180-й юбилей фактическим городом-миллионером.

1994

Двухвековой юбилей Одесса встречала в рамках нового государства — независимой Украины. И хотя годы те были достаточно тяжелыми, тогдашние власти нашли силы и средства для того, чтобы встретить его достойно. Главным местом действия стал отлично реконструированный комплекс Морского вокзала, где состоялся грандиозный концерт, завершившийся впечатляющим фейерверком. Тогда же постановлением мэрии большинству улиц центральной части города были возвращены дореволюционные исторические названия.
Для города возраст — как для коньяка выдержка. На определенном этапе чем меньше лет, тем больше это мешает. Одесса очень быстро прошла стадию «молодого и перспективного» города, сделав себе имя и став одним из легендарных мест. А известность — это тоже капитал, и очень часто немалый. Что будет дальше? Застанем ли мы новый «одесский прорыв»? Ждет ли нас большое будущее? Увидим ли мы Одессу настоящим городом постиндустриальной эпохи? Появится ли у нас наконец-то метро и система скоростных хайвеев? Сто лет назад Одесса входила в число самых благоустроенных городов Европы, так почему бы сейчас не вернуть это звание?

Максим КОННЫЙ издание ,,вечерний город.,,

Отредактировано gosha (Чт 04:09)