РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ
Туризм — одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики России, и, разумеется, важнейшим её столпом является сеть гостиничных хозяйств. С ростом глобализации, развитием транспорта и логистики, гостиничная индустрия также претерпевает стремительные существенные изменения и характеризуется жёсткой внутренней конкуренцией в сфере предоставляемых услуг. В данной статье мы рассмотрим историю становления гостиничной индустрии в России и современное её состояние, проанализируем основные проблемы, с которыми сталкивается данный бизнес и пути их решения, а также попробуем, исходя из имеющейся информации и текущей ситуации, сделать прогноз на развитие этой сферы деятельности и её перспективы в обозримом будущем.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ
Слово «гость» появилось в древнерусском языке в XI веке и относилось в основном к приезжим купцам. Изначально в основном именно торговцы нуждались во временном размещении по приезде на новое место. Постоялые дворы, называвшиеся на Руси ямами, появились в XII - XIII вв. Там путешественники могли отдохнуть и переменить лошадей. В XV - XIX вв. каждый желающий отправиться в дальнее путешествие должен был получить особый документ — подорожную, где необходимо было указать цель отправления и выбранную дорогу. Эта грамота давала возможность перемещаться между областями государства и менять скакунов при необходимости.
Началом истории полноценной гостиничной индустрии в России принято считать 1715-ый год, когда была построена первая придорожная гостиница. Благодаря указам Петра I гостиничная сеть в стране развивалась и разрасталась, и к концу века в России насчитывалось уже более 3 тысяч мест пребывания. В основном они располагались на почтовых трактах, при станциях почты: туда съезжались перевозчики корреспонденции, и там же для путников содержались лошади. В крупных городах постоялые и гостиные дворы являлись также местом торговли. В первой половине XIX в. появляются постановления касательно правил содержания гостиниц. В них стали, помимо услуг размещения, предоставлять разнообразное меню из различных блюд и напитков. В начале XIX в. В стране функционировало уже около 4600 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров, предоставлявших путникам комнаты.
Гостиничная отрасль расцвела пышным цветом при советской власти. С приходом национализации новые гостиницы поприветствовало 700 городов. К 60-ым годам, с восстановлением послевоенной экономики, их количество удвоилось. Развитие внутреннего туризма обеспечило строительство мотелей и кемпингов на популярных туристических маршрутах, а Олимпийские игры 80-ых были отмечены строительством огромного гостиничного комплекса «Измайлово» — мировым рекордсменом своего времени по количеству номеров. «Измайлово» до сих пор держит первенство по размерам среди европейских отелей.
Перестроечные процессы 90-ых негативно сказались на отрасли. Государственные расходы на о хозяйства сократились резко и существенно, что привело к значительному снижению количества постояльцев, ухудшению качества обслуживания и общего состояния заведений. Экономические потрясения и повышение цен на транспортные услуги привели к общему сокращению числа гостиниц и мотелей, от чего особенно пострадали муниципальные учреждения.
Созданная в 1997-ом году Российская гостиничная ассоциация занялась проблемами гостиничного бизнеса в новых рыночных реалиях. В рынок стали внедряться иностранные сети, благодаря чему усилилась конкуренция и поднялись стандарты материально-технического оснащения и обслуживания.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ
Гостиничный бизнес размеренно развивался в 00-ые и 10-ые годы и успешно «встал на ноги» после пандемии 2020-го года, однако в 2022-ом, в связи с обострением внешнеполитической обстановки на западных границах страны, отрасль столкнулась с новыми испытаниями. Ряд отраслевых сетей, принадлежащих владельцам за рубежом, покинули российский рынок или приостановили свою деятельность на территории РФ. Впрочем, данные решения не скажутся на количестве гостиничных объектов в стране, так как по большому счёту отели лишь находились под управлением иностранных компаний, а не принадлежали им напрямую. Сложившаяся ситуация приведёт к тому, что действующие гостиницы и отели либо перейдут под руководство российских компаний, либо возьмут управление в собственные руки.
Напряжённая международная обстановка влияет на приток иностранных гостей. Особенно снижение спроса со стороны иностранных граждан почувствовали на себе заведения высокой ценовой категории. Доля и рекреационного, и делового туризма существенно упала. Загрузка постояльцами отелей класса «люкс» снизилась в 2-3 раза.
Ситуация остаётся неоднородной для отелей и гостиниц в разных категориях. Так, например, трёхзвёздочным заведениям удалось к концу 2022 года восстановиться и вернуть прежний уровень загрузки номеров. В республике Дагестан он приближается к 90%, в Московской области — к 75%. Однако в более дорогостоящих категориях, полагающихся в первую очередь на приезжих из других стран, рынок ещё не стабилизировался.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ
Впрочем, положение гостиничной индустрии в России далеко не так плачевно, как может показаться. Эксперты склонны полагать, что нынешнее её состояние — не просто кратковременный упадок, но начало существенных изменений, первый этап в новом векторе развития, который в условиях рыночной экономики неизбежен. Описываемая сфера характеризуется существенной гибкостью, что позволяет ей успешно подстраиваться под меняющуюся экономическую ситуацию в стране, а характер бизнеса позволяет изменять тарифы даже на ежедневной основе.
Отрасль получает поддержку со стороны государства, в частности, обнуление ставки НДС во втором полугодии в 2022 году. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предпринимаются меры по дальнейшему укреплению отельного бизнеса, в особенности, субсидированная процентная ставка на постройку и улучшение уже существующих отелей, выделение грантов на гражданские инициативы по приобретению оборудования, обустройство загородных мест для кемпинга и, разумеется, разработка поддерживающей инфраструктуры для различных гостевых комплексов. Правительственная программа по выдаче льготных кредитов на создание отельных объектов уже даёт свои плоды, и благодаря ей, по многим проектам уже ведутся работы.
Появление личного транспорта у большого числа граждан и ограниченные возможности для зарубежных поездок в отпуск приводят к тому, что растёт спрос на загородные места отдыха, расположенные недалеко от городов. Из-за санкций и различных ограничений многие граждане, планировавшие провести отдых за границей, предпочли отпуск внутри страны, в результате чего с оживлённым потоком людей столкнулись даже не популярные ранее направления. Надо отметить, что в современных реалиях общая тенденция для России — появление гостевых домов и мини-отелей с весьма демократичной ценовой политикой.
По состоянию на 2023 год активно обсуждаются меры, способствующие развитию именно внутренних туристических маршрутов. По оценкам экспертов, в среднем, отельный бизнес стабилизировался ко второй половине 2022-го года. Возможности отдыха за рубежом у россиян остаются ограниченными, но растёт спрос на туризм по России. Наиболее привлекательными для туристов остаются Центральный и Западный федеральный округа. Также предпочитаемыми регионами отдыха для граждан страны являются Карелия, Ленинградская область, Алтайский Край. Республика Крым же сдала позиции в сферах гостиничной индустрии и туризма: за год поток туристов упал на 60%. В целом, стоит ожидать, что именно рост туризма внутри страны станет основным толчком для развития гостиничной отрасли и убережет её от стагнации.
Рынок букинга также претерпевает изменения в последнее время. В 2022 году резко увеличился уровень прямых продаж номеров, через сайты гостиниц и отелей, и составил 52%. Рынку брони явно стоит ждать перемен и новых игроков на арене в связи с событиями начала года: по оценке гендиректора TravelLine Александра Галочкина, будут появляться новые ОТА (Online Travel Agency) и новые способы бронирования номеров – через социальные сети, мессенджеры и т.д.
В рамках программы «Развитие туризма» был создан сайт (Туризм.рф) и введена программа кэшбека для владельцев карты «Мир». Программы лояльности и особые условия для постоянных гостей станут важным средством борьбы за положение на гостиничном рынке, считает директор TravelLine Александр Галочкин. Подобные программы будут привлекать новых путешественников и лишат их соблазна обратиться к конкурентам.