Прежде всего необхододимо прояснить, что мы понимаем под выражением «Система технического обслуживания». Кроме технического обслуживания как такового, этот термин включает в себя:
- Просмотр информации о системе/подсистеме/ элементе оборудования
- Планирование и контроль выполнения технического обслуживания
- Управление движением запасных частей (ЗИП)
- Технико-экономический анализ
- Заказ ЗИП и контроль за осуществлением закупок.
Очевидно, что выражение «Техническая информационная система» более полно раскрывает смысл обсуждаемого ниже предмета. Такая система должна осуществлять контроль за выполнением на судне всех технических осмотров, ремонтов и контрольных проверок классификационных обществ.
Изначально система предназначалась для старших механиков. Однако в последние годы старшие помощники начали принимать более активное участие в организации технического обслуживания судна, особенно при проведении работ, связанных с безопасностью судна. Они используют систему для контроля и проверки противопожарного оборудования, спасательных средств и общесудовых систем, обеспечивающих живучесть судна. Это влечет за собой работы по контролю за выполнением технического обслуживания и осуществлением освидетельствований классификационных обществ.
Я надеюсь, что эта статья окажет помощь и будет руководством при внедрении систем технического обслуживания.
ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ
В начале 80-х главной проблемой являлось то, что система технического обслуживания рассматривалась как игрушка для командного состава судов. Никто в действительности не верил нам, когда мы говорили о значительном сокращении расходов на техническое обслуживание как результате внедрения компьютеризированной системы. Поэтому судоходные компании неохотно ассигновали деньги на покупку и внедрение подобных систем.
Те же проблемы существуют и сегодня. Многие судовладельцы относятся к данным системам как к игрушкам (хорошо бы иметь), и компания покупает самую дешевую из имеющихся на рынке систем, совершенно не считаясь с ее качеством.
Другой причиной является то, что они не знают истинной величины сокращениея расходов или они не верят нам, когда мы делаем нашу «оценку окупаемости». Многие руководители из верхнего эшелона руководства судоходных компаний одурачиваются сотрудниками из среднего звена, которые оценивают стоимость эксплуатации флота свободно оперируя денежными фондами между отдельными проектами и судами. Когда Вы имеете суда, для которых
бюджет рассчитывается вручную и без интегрированной системы закупки/бюджет, это можно сделать достаточно легко ... и это будет делаться и в дальнейшем. До тех пор, пока это останется неизменным, они будут продолжать утверждать, что тяжело получить точные цифры и будут оценивать стоимость эксплуатации по старому.
Как только судоходная компания приобретает хорошо работающую систему, руководство очень часто забывает сообщить командному составу судов, почему она приобретена и что служба технической эксплуатации флота хочет получить от эксплуатации данной системы. Как результат, судовой персонал понятия не имеет какая информация введена в систему. Их совсем не интересует, какие данные должны вводиться в систему и какая информация должна быть передана в службу технической эксплуатации флота. Объясните командному составу судов чего Вы хотите достичь, укажите им цель, и система начнет использоваться эффективно. Это будет самый мощный технико-экономический инструмент в 90-х годах.
КОНСУЛЬТАНТЫ
Часто необходимо приглашать сторонних консультантов при внедрении компьютеров в судоходной компании. Вам необходимо пригласить два типа специалистов: один из которых имеет хорошие знания в области компьютерных систем, а другой хорошо знаком с организацией технического обслуживания флота.
Очень трудно обнаружить все перечисленное выше в одном и том же человеке. Всем известны старомодные системные программисты с Универсальных ЭВМ, которые очень хорошо знают ДОС и имеют очень смутные представления об окружающем нас мире и о том, как небольшие компьютеры могут решить наши задачи. Я встречался со многими подобными людьми, и они испугали меня своим ограниченным знанием реальности, особенно, что касается морских перевозок и организации технического обслуживания флота. Следующее предупреждение: не позволяйте студентам, находящимся на каникулах, внедрять систему - потери могут быть огромны и опустошения значительны. Только судовой персонал знает то, что нужно и должно играть ведущую роль, но он должен консультироваться у специалистов в области компьютеризации. Они должны быть реалистами и не смотреть на специалиста по компьютерам как на Бога. Двигайтесь медленно, своим собственным путем, делайте один шаг за другим.
ОПЫТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Перед внедрением любой системы прежде всего следует опросить операторов, уже ее применяющих, и выяснить их мнение о ней. Одним из важнейших моментов является способность создателей системы привести ее в соответствие с практической каждодневной работой на борту судна и осуществлять ее непрерывное совершенствование.
Ряд клиентов сообщил нам о том, что внедрение подобных систем является хорошим вложением капитала. Владелец пяти одинаковых судов, на одном из которых установлена система АМОС-Д, сообщил, что судну с системой АМОС-Д на борту требуется на 30% меньше ЗИП, а его эксплуатационные расходы на 38% ниже чем у других судов серии.
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ
Большинство новых судов с компьютеризованными системами организации технического обслуживания обладают правом самоосвидетельствования. Это позволяет судовым механикам осуществлять большинство классификационных обследований. Представитель классификационного общества инспектирует состояние механизмов раз в год и одновременно проверяет правильность использования системы техобслуживания. Таким образом можно сократить транспортные расходы, связанные с вызовом инспектора.
Старший механик сам решает, когда будут выполняться классификационные обследования, причем одновременно с ними будут производиться обычные работы по техобслуживанию оборудования (проверки, чистки, инспекции и т.п.). Нами совместно с представителями классификационных обществ сформированы описания работ, которые старший механик может выполнить при проведении освидетельствований. Следует отметить, что классификационные общества имеют различия в правилах по организации инспекций, поэтому перед переходом на само-свидетельствование необходимо проконсультироваться с их представителями.
ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ
Внедрение любой системы должно осуществляться
по четкому графику, в который надо включить следующие разделы:
- обучение и мотивизация
- сбор технической информации
- формирование базы данных
- установка компьютера и системы.
ОБУЧЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ
Необходимо, чтобы судовым механикам, суперинтендантам и руководителям были объяснены причины ввода компьтеризованной системы организации технического обслуживания, и они прошли курс практического обучения.
СБОР ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Информация, необходимая для формирования базы данных, может поступать из существующих ручных /компьютеризованных систем или из инструкций по техническому обслуживанию оборудования/чертежей. Последний вариант является наилучшим, так как существующие системы обычно содержат лишь часть требуемой информации. Перед выполнением указанной работы следует составить подробную спецификацию и обсудить ее с судовыми механиками.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
Процесс выбора информации из технической документации и ввода ее в память компьютера является центральным с точки зрения эффективности системы. Мной была проведена оценка трудозатрат по подготовке информации и вводу ее в систему. Для персонала, на обладающего соответствующим опытом, они составляют от 9 до 12 человеко-месяцев. Можно пойти другим путем. Сначала ввести Элементы с Поставщиками и Запасными частями, что конечно займет значительно меньше времени, а затем при эксплуатации системы
дополнить ее Техническими описаниями и Работами.
Отрицательная сторона завершения формирования базы данных во время эксплуатации заключается в том, что часть судовых механиков будет недовольна неполнотой базы данных. Это связано с тем, что неподготовленному человеку непросто отобрать необходимую информацию из инструкций и трансформировать ее в формат, подходящий для ввода в компьютер. Для устранения указанной проблемы лучше устанавливать систему с полной базой данных, оставив судовым механикам только работу по уточнению и совершенствованию базы данных.
УСТАНОВКА КОМПЬЮТЕРА И СИСТЕМЫ
Наилучший способ осуществления такой операции заключается в установке всего программного обспечения и баз данных в компьютер перед его отправкой к месту назначения. Это особенно важно, когда Вы устанавливаете многопользовательскую сетевую систему. Намного легче провести эту работу в офисе, чем на борту судна. Система может быть установлена судовой командой или, что предпочтительней, опытным консультантом. Тем более, что он может провести на судне краткий курс обучения.
Хочу еще раз подчеркнуть, что крайне важно спланировать график внедрения до начала работы.
ДРУГИЕ СУДОВЫЕ КОМПЬТЕРИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ
Введение учета рабочего времени (введение табеля)
Используется в некоторых странах как самостоятельная система. В ряде случаев входит в состав системы начисления зарплаты. Она обеспечивает ежедневный учет отработанного времени, переработок и тому подобное.
Система учета закупок
Системы учета закупок могут размещаться как на судах, так и в офисах судоходных компаний. Часто они имеют прямой выход на спутниковые системы связи.
Коммуникационные системы
Системы предназначены для передачи и приема информации. При этом чаще всего для передачи данных используются спутниковые линии связи. Могут входить в состав других судовых систем.
Системы, связанные с контролем загрузки судна
Указанные системы обеспечивают составление грузового плана с контролем параметров посадки и остойчивости. Из-за различий в конструкции грузовых помещений и особенностей грузов эти системы подразделяются по типам судов: для танкеров, балкеров, ро-ро, универсальных судов и контейнеровозов. Системы могут включать расчет прочности и аварийной остойчивости.
Системы начисления зарплаты
Размещаются на судах или в офисах судоходных компаний и предназначены для расчета заработной платы членов экипажей и формирования различных отчетных документов и форм, обычно представляемых руководству компаний. Часто входят в состав систем учета кадров.
Системы учета кадров
Используются на судах и на берегу. Содержат информацию о персонале.
Системы учета продуктов
Предназначены для закупки продуктов и учета их расхода. Работают аналогично системам учета запасных частей.
Системы подготовки официальных документов
Используются для составления судовых ролей, таможенных декалараций и т.п. Часто связаны с системами передачи данных.
Системы учета товаров в артелке
Применяются для контроля продаж продуктов и товаров членам экипажей из судовой артелки. Может входить в состав системы начисления зарплаты.
БУДУЩЕЕ
В будущем нас ждет увеличение числа интегрированных систем. Это позволит устранить существующие барьеры между различными компьютеризованными системами, техническими, экономическими, навигационными и т.п. Интегрированные системы позволят устранить ограничения между системами, написанными
на разных языках программирования и работающими в различных операционных системах. Пользователь сможет свободно переходить от одной системы к другой и составлять отчеты, используя информацию, поступающую одновременно от нескольких систем.
Системы не изменятся значительно, но интерфейс «человек-машина» будет совершенствоваться и развиваться, делая их более гибкими. Появятся системы, работающие в графическом режиме.
Интеграция систем не ограничится судном, она охватит также схему взаимодействия судно-берег и судно-судно. Эта возможность уже существует на протяжении многих лет, но стоимость связи останавливала любую попытку созидания, но стоимость связи останавливала любую попытку созидания, в частности большинство подобных проектов было прекращено по экономическим причинам.
Одной из важнейших сторон новых компьютеризованных систем является возможность заглянуть в будущее, основываясь на анализе собранной информации. Пользователь может прогнозировать бюджет, стоимость запчастей, загрузку работой и, что еще важнее предсказать, что будет с судном в следующем году, опираясь в большей степени на факты, чем на допущения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, для большинства компаний внедрение систем организации технического обслуживания очень выгодно, но следует учитывать, что подобные системы требуют вложения денег и времени. Если судоходная компания приобретает дешевую систему, чтобы порадовать механиков, то результаты внедрения системы могут быть плачевными.
Прежде всего следует приобрести компьютеры хорошо известного изготовителя, для которых сервисное обслуживание имеет всемирный характер. Затем выбрать хорошо проверенную систему организации технического обслуживания. Провести соответствующее обучение пользователей. Последнее, но не наименее важное, - выполнить сбор, структурирование и ввод всей необходимой технической информации в базу данных.
Как показывает практика, следует немного подождать пока пользователи не овладеют новым инструментом, и не требовать от них мгновенных результатов. Кроме того, руководство должно четко сформулировать цели, довести их до судовых экипажей и требовать неукоснительного соблюдения нового порядка отчетности.
Отредактировано gosha (Чт 08:17)